Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Все мы знаем, что медработников в малых городах и поселках не хватает. С 2023 года им решили доплачивать. А в прошлом году выплаты решили увеличить - до 30 тысяч рублей для среднего медицинского персонала и до 50 тысяч рублей для врачей (в городах с населением до 50 тысяч человек). Казалось бы, отличная новость. Но ряд регионов стал отказывать в этой выплате части профессий: медрегистраторам, медстатистикам и т.п. Суды тоже принимают разные решения.
В редакцию газеты “Солидарность” обратились медработники из ряда регионов - решили рассказать о проблеме, возникшей год назад. Согласно постановлению правительства РФ № 2568 от 31.12.2022 с 1 января 2023 года медицинским работникам, трудящимся в малых городах, районных центрах и селах, назначена специальная социальная выплата. Среднему медперсоналу выплачивали по 5 - 8 тысяч рублей. В феврале прошлого года президент Путин объявил на Форуме будущих технологий, что размер этой выплаты для медицинских работников, которые трудятся в малых городах, районных центрах и селах, будет существенно повышен в целях привлечения кадров. Эти поправки были оформлены постановлением правительства РФ № 343 от 20.03.2024.
“В действительности произошло исключение [ряда] медицинских работников из категорий получателей”, - констатируют медики в письме в редакцию. И это так - на практике после появления нового постановления часть медработников лишили этой выплаты, а именно: врачей-методистов, фельдшеров и медицинских статистиков, медицинских регистраторов и т.д. Загвоздка в том, что в новом постановлении появилась фраза, что выплаты положены медработникам, “оказывающим медицинскую помощь”.
С лишением выплат столкнулись в Иркутской, Тверской, Новгородской, Оренбургской и Новосибирской областях, в Красноярском и Приморском краях, в Республике Карелия.
“В течение 2024 - 2025 гг. часть медицинских работников отстаивают свои права в судах. Но при наличии возражений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации суды выносят решения без удовлетворения. Другая часть медицинских работников перешли на другие должности или уволились из медицинских организаций”, - сетуют авторы письма.
В Карелии медстатистики (специалисты, занимающиеся оформлением документации для получения больницей выплат из средств ОМС) получали доплату в сумме 7000 рублей. Она должна была увеличиться до 30 тысяч, но для медстатистиков ее отменили. Попытка обратиться в суд эффективной не была - отказ в трех инстанциях.
В Иркутской области помимо медстатистиков выплату перестали получать старшие медсестры, медсестры центрального стерилизационного отделения, медсестры аптек, эпидемиологи. Вместо объяснений - отправили ходить по судам. Пока от судов толку нет, хотя иск продвинулся уже до кассационной жалобы.
В Красноярском крае медстатистики не получали выплат и до постановления № 343. Прокуратура нашла в этом нарушение, но сделать ничего не смогла из-за моратория на проверки. Суды оказались неэффективны - работники дошли до Верховного суда, но тот отказался рассматривать их жалобу.
В Приморском крае выносят разные решения: в Пограничном районе суд встал на сторону работника, в Черниговском - отказал. Причем есть случаи, когда в одном из районов выплаты продолжились и после публикации постановления № 343, но их перестали платить после того, как суд отказал медикам из соседнего районного центра.
В Оренбургской области похожая ситуация: в одном районе “социальные” выплачивают, в другом - нет.
В Тверской области на лишение выплат пожаловались профсоюзу медицинские регистраторы и диетические сестры из двух больниц. Профсоюз обратился в прокуратуру, и прокуратура вынесла главным врачам представления, потребовала устранить нарушения. Если главврачи не отреагируют, прокуратура готова сама обратиться в суд и защищать там работников.
Из ответа Минздрава России:
“…Положениями пункта 2 постановления № 2568 (в редакции постановления 343) с 01.03.2024 года не сокращаются категории получателей специальных социальных выплат, предусмотренные указанным постановлением с 01.01.2023, в том числе медицинские работники центральных районных, районных и участковых больниц, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, определенных пунктом 2 подпунктом “а”, “д” постановления № 2568 (в редакции постановления № 343)”.
Светлана Новикова, секретарь ЦК - начальник управления экономического развития и нормативного регулирования в здравоохранении профсоюза работников здравоохранения РФ:
- Да, есть отдельные вопросы по должностям для установления социальной выплаты. Нюанс в том, что постановлением № 343 в постановление № 2568 внесено уточнение, что выплаты положены медработникам, “оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования”. В результате чего такие категории медработников, как медрегистраторы и медстатистики, которые не оказывают [прямую] медицинскую помощь, после публикации данного нормативного акта рядом регионов исключены из числа получателей социальных выплат.
Наш профсоюз направил соответствующий запрос в Минздрав России, и в ответ мы получили разъяснения, что постановлением № 343 категории получателей социальной помощи не сокращаются. В разъяснении написано, что оказание медицинской помощи входит в компетенцию медицинского учреждения. Кроме того, ведомство указало, что медицинские должности в учреждениях введены в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и номенклатурой должностей медработников, то есть для занятия этих должностей необходимо профессиональное медицинское образование, например тем же медрегистраторам и медстатистикам, что и дает право на получение выплаты.
Разъяснение Минздрава России мы направили в регионы. Позиция профсоюза состоит в том, что медицинский персонал имеет право на эти выплаты согласно постановлению. Но в регионах решения принимаются по-разному. Есть регионы, в которых не в каждой медицинской организации назначается соцвыплата. Профсоюзы, в свою очередь, подключаются к решению данной проблемы. Но переписка и даже непосредственное общение не всегда эффективны. В одном из регионов выплаты были назначены после решения прокуратуры. В другом регионе после личной беседы в департаменте здравоохранения по данному вопросу выяснилось, что, не имея уверенности в правильности установления выплат тому или иному персоналу и опасаясь допустить нецелевой расход федеральных средств, приняли решение не осуществлять специальные выплаты до четкого указания.
Конечно, может быть, самое эффективное решение - обратиться в суд. Но и тут мы столкнулись с тем, что в судах этот вопрос решают по-разному. Например, в Алтайском крае суд встал на сторону медрегистраторов. А в Оренбургской области в одном районе суд встал на сторону работника, а в другом районе отказал.
Давать разъяснения по поводу применения постановления может только Минздрав России совместно с Минтрудом России. Но при этом данные ведомства пишут, что их разъяснения не являются нормативным документом, а опираться нужно только на нормативные акты. Мы попытались добиться от Минздрава конкретики по отдельным специальностям, для начала по медрегистраторам. Ответы ведомства не содержали деталей и не касались конкретно интересующей нас темы.
На выходе имеем не совсем приятную ситуацию. Целью установления социальной выплаты было привлечение медицинского персонала в малонаселенные пункты для устранения дефицита, а в итоге имеем социальную напряженность в коллективах. Профсоюз видит в данном случае два варианта: либо совместными усилиями добиться от федеральных министерств конкретного уточнения в перечне получателей, либо работники будут обращаться в суды.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно