Фото: Leonhard Lenz / wikimedia.org
Последние два-три года в странах Центральной Европы участились акции вандализма со стороны “экологических активистов”, которые нападают на картины и памятники архитектуры, блокируют дороги и аэропорты, поджигают опоры линий электропередачи. Все это - при символическом сопротивлении полиции. Обычные же граждане теряют в зарплатах, ходят запуганными или зарабатывают себе уголовный срок при попытке разобраться самостоятельно.
На фото: пока еще мирные протесты против строительства завода Tesla в Германии, февраль 2020 года
На днях стало известно, что сотрудники Tesla в Грюнхайде под Берлином боятся носить рабочую одежду за пределами своего предприятия. Экологическая группировка “Вулкан” пару недель назад подожгла опору линии электропередачи, принадлежащую “гигафабрике”. В результате персонал пришлось эвакуировать, электростанция не работала несколько дней, а в близлежащих населенных пунктах столько же времени не было электричества. Рабочие опасаются нападений. Казалось бы, почему атаке экотеррористов подверглось такое намоленное “зеленое” предприятие, как Tesla? И почему работники не рассчитывают на помощь полиции?
Системно экоактивисты действуют последние пару лет в немецкоязычных странах: Германии, Австрии и Швейцарии. Чего они хотят? Чаще всего призывают к “борьбе за климат” и отказу от ископаемого топлива, но бывают и экзотические призывы, такие как борьба с подорожанием кебаба. Группировок несколько. В Tire Extinguishers специализируются на спуске шин - за одну ночь в Цюрихе они спустили колеса 20 машинам. По заявлениям активистов, они так ратуют за отказ от внедорожников и переход на электромобили. А привлечь экотеррористов к ответственности полиция не может - шины не прокалывают, порчи имущества нет.
Но наибольшую активность в Германии развила группировка “Последнее поколение”. На их счету обливание картин в музеях, приклеивание себя к дорогам. Они залили черной краской фонтан Треви в Риме, а в Берлине обливали краской Бранденбургские ворота (дважды), “Часы мира” и рождественские ели в торговом центре, на Лейпцигской площади и у здания бундесрата. Но чаще все-таки приклеивались к дорогам. Прошлым летом в первый день школьных каникул “прилипалы” заблокировали аэропорты Дюссельдорфа, Гамбурга, Берлина - сломали ограждения и приклеились к взлетно-посадочным полосам. В Гамбурге полеты были отложены на 20 часов - не смогли вылететь 330 самолетов, то есть 50 тыс. пассажиров.
По данным “Берлин-Цайтунг”, только за апрель и май прошлого года в Берлине экоактивисты 240 раз перекрывали улицу и 87 раз мешали проезду машин спецслужб. За тот же период в отношении активистов “Последнего поколения” возбуждено 1123 уголовных производства. Впрочем, это не помешало совершать нарушения.
Прошлой осенью “Последнее поколение” сменило тактику - активисты раздали запасы клея прямо в центре Берлина и через несколько дней сорвали выступление министра финансов Кристиана Линднера. Ему задавали провокационные вопросы, затем начали петь и скандировать лозунги. Активистов вывела полиция. Министр назвал “антидемократичными” действия хулиганов. В Инсбруке они заблокировали дорогу шествием, изображая езду в воображаемых машинах - так протестующие подчеркивали, что большие машины занимают много места. В Вене экоактивисты пытались вломиться в парламент, а потом сели вокруг здания, пытаясь его заблокировать. “Последнее поколение” вламывалось и на лекции в вузы, но профессура оказалась эффективнее полиции, выгнав бузотеров.
При этом, утверждает газета Der Westen, минимум 70 участников “Последнего поколения” получают от экодвижения деньги за полный или неполный рабочий день. Так, семейному мужчине с детьми могут платить до 1,8 тыс. евро в месяц. Средства идут из фонда добровольных пожертвований. За 2023 год движение сумело собрать 900 тыс. евро. У его активистов бывает и отпуск - в прошлом году “летние каникулы” продлились до 7 августа.
Издание Apollo News подсчитало, что с января 2022-го по октябрь 2023 года берлинской полиции пришлось потратить 572 тыс. рабочих часов на решение проблем, вызванных экотеррористами. Пришлось привлекать полицию в том числе из отделов по борьбе с оргпреступностью и насилием над детьми. Обошлась эта работа в 36 млн евро. Газета отметила, что даже на контроль ПДД во всем городе полиция потратила в два раза меньше времени.
Ущерб от первого обливания краской Бранденбургских ворот оценен в 35 тыс. евро. А смесь песка и клея портит асфальт. Часто приходилось выпиливать “прилипал” из дорожного полотна и делать дорогостоящий ремонт. Прошло больше года, прежде чем власти стали предъявлять активистам иски и заводить на них уголовные дела. Впрочем, похвастаться успешными наказаниями пока не выходит. Как не выходит у частных компаний компенсировать ущерб.
Гражданские иски об ущербе стали подавать еще в 2021 году. Тогда “прилипалы” заблокировали логистический центр компании DHL в аэропорту Лейпцига. Сотрудники не попали на работу, а пассажиры - на свои рейсы. DHL ущерб оценила в 500 тыс. евро и подала в суд. С организатора акции компания требовала взыскать 84 тыс. евро. Суд предложил взамен 80 часов высаживания деревьев в национальном парке. Активистка отказалась.
Перевозчик Eurowings в суде требовал возместить ущерб на 120 тыс. евро от блокирования аэропорта Берлина. Lufthansa хотела 740 тыс. евро. В одном только Берлине за 2023 год подано 2,5 тыс. частных исков о возмещении ущерба. Но стрясти денежки с активистов оказалось делом нелегким. Гамбург, оценивший ущерб в 61 тыс. евро, получил лишь 15 тыс. - экотеррористы бесконечно оспаривают иски, были поданы 104 апелляции.
Деятельность активистов стала вредить жизни обычных людей. Работников штрафовали за опоздания из-за перекрытых дорог. А зарплата перевозчиков вообще зависит от того, вовремя ли доставлен груз - они могут получить штраф и “уйти в минус” (для понимания расценок, в 2020 году за превышение времени вождения водителя грузовика в Хамме оштрафовали на 10 тыс. евро, а его работодателя на 31 тыс. евро). Перекрытие дорог приводило к опозданиям “скорой помощи” и ряду смертей. Бездействие властей лишь обостряло обстановку.
В итоге активистов стали оттаскивать и бить. Когда прошлым летом 16 человек приклеились возле Франкфуртских ворот, разъяренные водители просто стали оттаскивать их с дороги. Когда климатические активисты пытались испортить Кубок мира по слалому в австрийском Гургле и покрасить снег в оранжевый цвет, спортсмены вынесли их за руки и за ноги под одобрительные крики толпы. Новостной портал T-Online сообщал, что за 2022 год против экоактивистов было совершено 18 правонарушений, а за начало 2023-го - уже 66. Чаще всего полицейские регистрировали эти правонарушения во время задержания или по видеороликам из сети - активисты заявления пишут нечасто.
В январе прошлого года один водитель отпинал активиста. 40-летний отец троих детей сильно опаздывал, и клеевой перфоманс в час пик на улицах Вены не входил в его планы. За несдержанность суд приговорил его к трем месяцам условного заключения. А вот активисту не было ничего.
К июлю 2023 года по всей Германии было возбуждено свыше 140 уголовных дел против автомобилистов и прохожих, у которых сдали нервы. В том числе за причинение телесных повреждений, “принуждение и оскорбление”. “Прилипалам” курили в лицо и обливали их жидкостями, например маслом. Что примечательно, наказывают обычных граждан эффективнее, чем экоактивистов.
Издание Die Welt отмечает, что “Последнее поколение” все чаще видят на встречах с политиками из Социал-демократической партии Германии, Свободной демократической партии, “Левой” партии и “Зеленых”. Были встречи с 35 мэрами и коллаборации с немецкими журналистами. “Последнее поколение” даже провело несколько семинаров в полицейских университетах. По данным Spiegel, в рядах стражей порядка даже есть так называемая “полицейская сеть”, которая сотрудничает с активистами.
А “прилипалы” вообще решили сами баллотироваться в “Европарламент”. “Мы не хотим вмешиваться в партийную систему, мы хотим ее расшатать”, - поделилась своим кредо со Spiegel кандидат от “Последнего поколения” Лина Йонсен. В планах (по данным полиции): ввести экстренное положение, упразднить органы власти и Конституцию.
Собственно, нападение на инфраструктуру завода Tesla наверняка связано с внезапно “поправевшими” взглядами владельца, а не с климатической доктриной. То есть деятельность экоактивистов откровенно становится политической. Канцлер Олаф Шольц назвал вывод подстанции из строя терактом, но за него пока никто не наказан. А работникам остается самим отбиваться от экотеррористов и получать за это уголовные сроки.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно