Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

“Рядовая” история

Первичка тимашевского предприятия концерна CECAB отстаивает свои права

Вот уже более полугода первичная профорганизация ООО “Кубанские консервы” (Тимашевск, Краснодарский край) пытается отстоять свое право на существование и добиться признания работодателем. Но развалить первичку оказалось не так просто, как, видимо, показалось администрации предприятия. Корреспондент “Солидарности” побывал на месте событий и попытался разобраться в ситуации.


В редакцию газеты “Солидарность” поступила информация о том, что на заводе ООО “Кубанские консервы” (Тимашевск) уже около полугода французский работодатель препятствует нормальной деятельности созданной первичной профсоюзной организации.

Завод производит овощные консервы для французского концерна CECAB (по-русски произносится как “Секаб”), обладателя 41 предприятия в Европе. Продукция компании поставляется более чем в 50 стран. В России CECAB недавно - летом 2007 года в Тимашевске был введен в эксплуатацию первый завод, принадлежащий этому концерну. Предприятие делится на две части: на сельскохозяйственную, находящуюся в станице Роговской, где выращивается горох, фасоль и кукуруза, и на, собственно, сам завод, где перечисленные продукты обрабатываются и расфасовываются.


БЕДЫ НОВОРОЖДЕННОЙ ПЕРВИЧКИ

Все начиналось хорошо. Завод запустили, люди начали работать и вовремя получать зарплату, на первых порах даже большую, чем обговаривалось. А лишние часы работы и некоторые другие неурядицы работники списывали на то, что предприятие новое, и рассчитывали, что через некоторое время все наладится. Эту точку зрения активно поддерживали и представители администрации завода.

Время шло, но подвижек в лучшую сторону не было. И даже наоборот - старые проблемы не решались, зато новые накапливались. Тогда люди решили не ждать милостей от работодателя, а, объединившись в профсоюз, отстаивать свои права.

- На предприятии ООО “Кубанские консервы” я работаю с середины лета 2007 года, - начинает рассказ председатель первичной профсоюзной организации ООО “Кубанские консервы” Михаил Полянский. - Предприятие только развивалось, и мы понимали, что вначале всегда трудно. Старались делать все возможное, чтобы производство наладилось как можно быстрее. Работа проходила в жестком графике, только официально переработка получалась по 8 часов в неделю. Мы с этим мирились и ждали, когда все станет на свои места. Тем более что генеральный директор предприятия неоднократно устно обещал, что вскоре у нас будут просто золотые горы...

По словам Михаила Сергеевича, гендиректор Пьер Жегу неоднократно говорил, что если работники помогут заводу встать на ноги, администрация в долгу не останется. Когда же осенью, после окончания сезона, люди подошли поинтересоваться, скоро ли им будет повышена зарплата и когда нормализуются условия труда, гендиректор очень удивился и попытался объяснить, что повышения заработной платы не обещал, а с графиком и условиями труда все хорошо.

Подобное поведение верхушки администрации расстроило работников, но они решили потерпеть еще. В начале декабря Пьер Жегу пообещал, что к концу года зарплата будет пересмотрена и увеличена. В середине декабря работники узнали, что трудящиеся на сельхозпредприятии в станице Роговской по окончании года получат премию. И обратились к гендиректору, чтобы выяснить, когда им премия будет начисляться. На обращение ответили, что тем, кто работает на заводе, никаких начислений пока не будет, да и повышения зарплаты в ближайшее время не предвидится.

- 6 декабря Жегу обещал повышение, а уже через десять дней отрицал свои слова! - возмущается Михаил Полянский. - Срок, когда заработная плата будет повышена, постоянно переносится.

Полянский рассказал, что первичная профсоюзная организация завода ООО “Кубанские консервы” зарегистрировалась в Профсоюзе работников АПК России 11 ноября. А 16 января 2008 года представила Пьеру Жегу учредительные документы о том, что на его предприятии создана профорганизация.

Как описывает дальнейшее развитие ситуации председатель профкома, гендиректор попросил время для ознакомления с документами, чтобы узнать их юридическую силу. Сначала никакого негатива со стороны администрации не было. Через некоторое время Полянского пригласили в кабинет гендиректора, где попросили объяснить, для чего был создан профсоюз. Председатель профкома рассказал о том, что необходимо заключить коллективный договор. На том разговор был и окончен.

Через несколько дней, видя, что никакой реакции работодателя нет, профком направил заводской администрации письмо, в котором просил о встрече для обсуждения взаимодействия между первичной профорганизацией и стороной работодателя. Желание встретиться изъявили и вышестоящие профсоюзные органы. Ответа на письмо не было.

Поначалу от желающих вступить в созданную первичку не было отбоя. Буквально за две недели членами профсоюза стали более 50 человек. И вдруг люди начали забирать свои заявления о вступлении в профсоюз. По словам Полянского, они стали покидать профсоюз под давлением представителей работодателя, грозивших увольнениями. Потерять работу не хотел никто. Рабочих мест в Тимашевске мало, снимать квартиру в Краснодаре и искать работу там - дело дорогое, равно как и ездить туда каждый день. В колхозах же платят совсем мало - по 2,5 - 3 тысячи рублей. Так что люди в Тимашевском районе дорожат возможностью нормально зарабатывать. В итоге в профсоюзе осталось лишь 14 человек.


УВОЛЬНЕНИЕ КАДРОВ

- Ситуация с попыткой моего увольнения в некоторой степени даже комична, - считает Сергей Литвинов, специалист по кадрам ООО “Кубанские консервы”, заместитель председателя первичной профсоюзной организации. - Когда работодатель хочет уволить сотрудника, он этого практически всегда может добиться. Бывают легкие варианты, бывают сложные, но окончание обычно всегда одно - увольнение.

Сергей Александрович говорит, что Пьер Жегу привык чувствовать себя хозяином предприятия и не терпит никаких возражений. Жегу уже более десяти лет в России, прекрасно говорит по-русски и знает законодательство РФ, только вот соблюдать его почему-то не хочет. Все мало-мальски важные вопросы работодатель решает самостоятельно, никого не слушая.

- Мы нужны только для фикции. Если начинаешь задавать вопросы, генеральный директор говорит, что никакие добавления не нужны, а нужна лишь подпись под уже практически готовым документом, - рассказывает Литвинов.

После того, как в ряде случаев Литвинов не согласился с мнением Пьера Жегу, на строптивца посыпались замечания, а потом и выговор. Специалист отдела кадров был вынужден постоянно писать объяснительные.

- Работодатель придирался к любой мелочи, притом что меня нагружали куда большим объемом работы, чем это обговаривалось при приеме на работу. Главный бухгалтер Венера Стаценко постоянно писала докладные генеральному директору, а мне приходилось писать объяснительные. В конце концов мне было вынесено три замечания и один выговор, после чего 15 апреля Пьер Жегу написал приказ о моем увольнении за неоднократное грубое нарушение должностных обязанностей. Но когда узнал, что я - заместитель председателя первички, этот приказ был переделан в проект приказа об увольнении.

Сейчас правомерность вынесенных Литвинову замечаний рассматривает суд.


IUF В ТИМАШЕВСКЕ

Анатолий Шульга, председатель координационного совета профсоюзных организаций в “Нестле-Россия” и представитель Международного союза пищевиков и работников смежных отраслей (IUF) в Тимашевском районе, с самого начала помогает первичке ООО “Кубанские консервы” держаться на плаву.

- В октябре 2007 года ко мне обратился бывший работник нашего предприятия Михаил Полянский, ушедший на завод “Кубанские консервы”, - говорит Анатолий Иванович. - Михаил рассказал, что, отработав первый сезон, он заметил много нарушений трудового законодательства. Работали вне графиков, за сверхурочную работу администрация предприятия платить не хотела, а бороться с нарушениями было некому. Поэтому люди обратились ко мне с просьбой о помощи в создании профорганизации.

Шульга, конечно же, помог создать профсоюзную организацию, а затем, увидев, что работодатель не хочет идти на контакт с первичкой, постарался связаться с заводской администрацией сам.

- С января мы неоднократно пытались организовать встречу с Пьером Жегу, чтобы познакомиться и объяснить: есть профорганизация, есть нарушения, и если ничего не делать, то события будут развиваться в худшую сторону. Однако гендиректор никак не реагировал на наши предложения. 6 мая мы попросили Полянского письменно обратиться к генеральному директору ООО “Кубанские консервы” с просьбой о встрече с председателем крайкома профсоюза работников АПК Федором Долженко, председателем райкома профсоюза Надеждой Фурсовой и со мной, как представителем Международного союза пищевиков на территории Тимашевского района. На это обращение администрация наконец-то отреагировала, Пьер Жегу назначил встречу на 13 мая.

Как рассказал Анатолий Иванович, на встрече обсуждались два вопроса: о возможности увольнения Сергея Литвинова и о присутствии на заводе первичной профорганизации.

Пьер Жегу не ожидал, что представители профсоюза смогут мотивировать невозможность увольнения Литвинова. По словам Шульги, гендиректор высказался так: “Я увольняю человека за неисполнение им своих служебных обязанностей, а профсоюз мне в этом мешает”, - и далее объяснил, что между ним и Литвиновым нет доверия друг к другу. По этой причине, дескать, Литвинов более не должен работать на предприятии. Гендиректор ООО “Кубанские консервы”, видимо, не понимал, что нельзя уволить человека лишь за то, что он не сошелся во мнениях с инспектором по кадрам.

- Мы пытались объяснить Пьеру Жегу, что есть определенные статьи законодательства, по которым можно уволить человека, и что причины, которые приводит он, этому законодательству не отвечают, - поясняет Шульга. - В процессе дальнейшего разговора Жегу неоднократно возвращался к этому вопросу и всячески показывал свое непонимание, почему это он не может уволить человека, которому было вынесено столько замечаний и выговоров. Мы сумели объяснить, что, пока дело находится в суде, ни о какой виновности Литвинова речь идти не может. Виновен Литвинов или нет, должен определить суд.

Следующая проблема - это деятельность профсоюзной организации на предприятии. Гендиректор сказал, что он уважает законы и не против профсоюза на предприятии. На вопрос же, почему он не хотел взаимодействовать с профсоюзом до этого, Жегу попытался объяснить, что он сам хотел сделать социальный пакет и даже уже подписал договор о медицинском страховании работников завода. Но из-за того, мол, что по вине председателя профкома на заводе было несколько проверок и проверяющие вынудили работодателя уплачивать штрафы, Жегу разорвал договор, пустив на штрафы деньги, предназначающиеся для страхования. Впрочем, председатель профкома утверждает, что никакой договор вообще не подписывался, а страхование работников было только в планах.

- В конце этой встречи я предложил Пьеру Жегу забыть все, что было, - говорит Шульга, - и начать отношения с профсоюзом с чистого листа. Работать, помогая друг другу.


ГАЛАНТНОСТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Давление на профсоюз - это, конечно, очень нехорошо. Однако есть и общечеловеческие правила поведения, нарушение которых показывает работодателя с совсем уж нехорошей стороны.

Видимо, для охлаждения пыла работников средняя температура в заводских цехах была около 15 градусов. Людям приходилось приносить из дому теплые вещи и работать в них. Полянский рассказывает, что, когда замерзшие работники поинтересовались у электрика, ответственного за обслуживание отопительной системы, нельзя ли сделать теплее, тот ответил: такая возможность есть, потому что отопление работает лишь на треть мощности, но есть устное распоряжение Пьера Жегу, смысл которого сводится к тому, что для повышения активности рабочих температуру выше 15 градусов поднимать не стоит. Тогда работники попытались обратиться в администрацию с жалобой на холод и просьбой предоставить спецодежду.

- После этого со мной провела беседу специалист по охране труда Вера Шлыкова, - рассказывает председатель профкома ООО “Кубанские консервы”. - Она пояснила, что на нашем предприятии куртки как средство защиты от холода не предусмотрены. Она обязана предоставить лишь фартуки и кирзовые сапоги. Но подобная спецодежда совершенно без надобности, никакой сырости у нас нет.

Михаилу Полянскому пришлось писать заявление в управление социальной защиты Тимашевского района, чтобы там рассмотрели проблему температурного режима на предприятии и исправили нарушение. В течение месяца приехала инспекция. Представители управления социальной защиты сделали заключение, что температурный режим в цехах не соответствует принятым нормам, и рекомендовали выдать теплые куртки и обувь. Рекомендации были проигнорированы.

Еще более некрасивая и в некотором смысле абсурдная ситуация сложилась с беременной работницей завода. 22 апреля рабочая Ольга Тюпа, оператор деполитайзера, принесла представителям администрации предприятия справку о своей беременности и подала заявление с просьбой о переводе на более легкую работу. Ольга - секретарь первички, но никто не мог подумать, что для решения вопроса о переводе понадобится вмешательство профорганизации.

- В то время завод находился в простое, - рассказывает председатель первички. - Ольге сказали, чтобы она пришла, когда завод начнет функционировать. 28 апреля она вновь пришла, и на этот раз ее вопрос рассмотрели.

Как рассказал далее Полянский, первое предложение от работодателя звучало так: “Работать вы будете техничкой, а в необходимые для посещения женской консультации дни берите отпуск без содержания”. Ей предложили быть уборщицей - видимо, работодатель посчитал это легким трудом. Подобная ситуация Ольгу, по понятным причинам, не устраивала. Затем работнице сказали, что на данный момент вакансии с более легкими трудовыми условиями нет.

- В тот же день представители работодателя составили письмо к гинекологу, у которого Ольга наблюдалась, - рассказывает Полянский, которого Ольга попросила представлять свои интересы перед администрацией предприятия. - Письмо это звучало так: “Просим Вас указать, вредны ли для беременной женщины сквозняк, пары горячего клея, пары ацетона, колебание температуры воздуха”. Представить себе лицо врача, получающего бумагу такого рода, несложно. Наблюдающий врач объяснил, что справки подобного рода давно уже не делаются, потому что все прописано в трудовом законодательстве.
Работодателя это не остановило - Ольгу послали на комиссию в районную поликлинику... Члены комиссии были очень удивлены, что кому-то могла потребоваться подобная справка, ведь вещи, указанные в письме, вредны не только беременной женщине, но и вполне здоровому человеку. После этого, наконец, сдавшиеся представители администрации все же снизошли до того, чтобы предоставить Ольге Тюпе рабочее место в заводской лаборатории, поставили мыть посуду, оставшуюся после исследований.


НАРУШЕНИЕ НА НАРУШЕНИИ

- С точки зрения охраны труда и трудового законодательства, на заводе ООО “Кубанские консервы” ситуация сейчас лучше, чем полгода назад, но все равно далека от идеальной, - говорит Алла Клименко, начальник отдела по труду и социальным вопросам управления социальной защиты в Тимашевском районе. - В течение полугода мы два раза выезжали на “Кубанские консервы” по письменной жалобе, и один раз наша проверка велась совместно с прокуратурой. По итогам проверок администрации предприятия было выдано большое количество замечаний. Было обнаружено, что режим работы сотрудников предприятия - работающих в разные смены, разных категорий - не отрегулирован. Во многих случаях это могло привести к проблемам. Отсутствовал основной, на мой взгляд, документ, который должен быть в каждой организации, - правила трудового распорядка. Только в феврале, после неоднократных визитов, работодатель наконец разработал эти правила и представил нам. Теперь вопрос в том, чтобы эти правила трудового распорядка соблюдались...

Алла Алексеевна также рассказала, что у работников были жалобы на несоблюдение температурного режима, на неверную оплату за труд и на то, что за одинаковую работу платят по-разному.

- Я не могу сказать, что работодатель к нам не прислушивается. Многие рекомендации учтены, хоть и без большой охоты. Те же рекомендации, которые администрация так и не выполнила, сейчас разбираются в суде, хотя все вопросы можно было решить миром, - говорит Клименко. - Я не знаю, зачем тратить столько времени на общение с нами, с прокуратурой и с судами, когда можно было быстро, в рабочем порядке привести все в надлежащий вид.


ПУТЕМ ДИАЛОГА - ЛУЧШЕ

- Ситуация в ООО “Кубанские консервы” обычна для предприятий, которыми владеют иностранные инвесторы, - считает Федор Долженко, председатель Краснодарской краевой организации профсоюза работников АПК. - Как правило, на таких предприятиях предпринимается немедленная попытка уничтожить профсоюз, дабы избавиться от всякого контроля в области охраны и оплаты труда, использования рабочего времени, отдыха работников и в других, не менее важных, вопросах. Не все приходят сюда для того, чтобы поднять российскую экономику, большинство хочет просто заработать деньги на использовании дешевой рабочей силы.

Как считает Долженко, после встречи с гендиректором ООО “Кубанские консервы” и представителями его администрации там должен начаться нормальный диалог с профсоюзом.

- Если давление на профсоюз продолжится, то и мы продолжим борьбу с работодателем всеми доступными средствами, от судебных разбирательств, до забастовок и пикетирования, - говорит Федор Васильевич. - Люди, приносящие предприятию прибыль, имеют право на достойную заработную плату и социальную защищенность.

По мнению председателя крайкома профсоюза, в ситуации, когда реальная безработица на селе более 20%, оказывать давление на человека становится очень просто:

- С моей точки зрения, бедность в России - это самый жесткий и суровый инструмент управления обществом. Работодатель думает, как выжать максимум прибыли, в то время как простой работник озабочен тем, как выжить ему самому и его семье...


* * *

Вот такая очередная “рядовая” история. К сожалению, с генеральным директором ООО “Кубанские консервы” Пьером Жегу у корреспондента “Солидарности” нормального диалога не получилось. На просьбу прокомментировать создавшуюся на предприятии ситуацию гендиректор сказал, что сейчас идет подготовка к сезону и ему некогда:

- Давайте поговорим осенью. До конца сезона у меня совершенно нет времени.


Александр КЛЯШТОРИН


КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР...

Перед выходом газеты наш корреспондент вновь связался с Михаилом Полянским. Михаил Сергеевич рассказал, что, несмотря на заверения вышестоящей профсоюзной организации в том, что работодатель готов к конструктивной работе с профсоюзом, картина после беседы 13 мая не изменилась. Пьер Жегу отказался подписать соглашение, направленное ему профкомом. В соглашении были указаны профсоюзные гарантии, взятые из Трудового кодекса и закона о профсоюзах. Как говорит Полянский, свой отказ работодатель мотивировал тем, что, по его мнению, в соглашении был написан полный бред.

15 мая генеральный директор ООО “Кубанские консервы”, не дожидаясь решения суда, уволил специалиста по кадрам, заместителя председателя первичной профорганизации по охране труда Сергея Литвинова. Между тем, 20 мая суд встал на сторону уволенного сотрудника.

А вот Ольге Тюпе помогают уже не юристы, а врачи. После переживаний, связанных с нежеланием работодателя предоставить нормальную работу беременной женщине, Ольга почувствовала боли и обратилась к врачу. Чтобы сохранить ребенка, ей пришлось лечь в больницу...
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика