Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

Кони, как и люди...

В московской конной милиции кони, как и люди, несут исправную службу

Агрессивные футбольные фанаты систематически возмущаются присутствием на матчах конной милиции: дескать, лошади топчут людей. Впрочем, на матче “Спартак” - “Рубин”, где побывал корреспондент “Солидарности”, многие, наоборот, высказывались за конную милицию и, проходя мимо лошадей, гладили их. Мы решили побывать в недрах этой загадочной службы и отправились в Первый оперативный полк.


КАК СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИВНОЙ ТОЛПОЙ

Московской конной милиции более 200 лет: она ведет отсчет с указа Петра Первого о выделении из драгунских полков некоторого количество всадников, лошадей, амуниции и прочего - для патрулирования городов. Потом были жандармы, потом краснознаменная московская милиция... Зачем нужна была конная милиция тогда - понятно: автомобилей мало, пешком много не находишь, а лошадь - это и средство передвижения, и ударная сила. А зачем сейчас, когда хватает машин, мотоциклов, современного оружия?

- Во всем мире конная полиция рассчитана для работы с массами людей. Четыре лошади могут остановить примерно тысячу человек, чего четыре пеших сотрудника милиции никогда не сделают, - поясняет прапорщик милиции Роман. И вспоминает историю: - В начале 2000-х годов играли сборные России и Украины. И после матча с набережной пошли три-четыре тысячи украинских болельщиков с намерением бить русских. Мы, восемь кавалеристов, встали в строй поперек улицы и по команде “галопом марш” сделали три темпа галопа. Психологически на людей это очень действует: на тебя несется такая махина! Толпа остановилась и разошлась. Всё.

Вообще на массовых мероприятиях конная милиция незаменима: четыре-восемь всадников могут сделать то, что никогда не сделает такое же количество пеших милиционеров.

- Ты замечаешь, кто зачинщик, потому что сверху все видно. Если толпа идет, то она идет ровно, а если что-то происходит, то получается какое-то неправильное движение, неровное. И едешь сразу туда. Мы должны успеть к драке в первые двадцать секунд, - продолжает Роман делиться секретами.

Он уверяет, что для тех, кто не участвует в драке, лошадь не опасна, ведь она, как и человек, маневренная, то есть может обойти людей, встречающихся ей по дороге. Да и сами люди слышат не только цокот копыт, но и предупреждение разойтись, которое обязательно произносит милиционер. Но вот тем, кто участвует в драке, действительно может прийтись несладко от конских копыт. Зато после такого вмешательства драка сразу прекращается. Справиться с лошадью пешему довольно сложно. Правда, и такие случаи бывали, вспоминает Роман:

- Это было давно, году в 1999, когда на стадионе “Локомотив” проходил первый матч сезона. Стадион закрывался на реконструкцию, работали только две боковые трибуны, и оказалось, что продано очень много фальшивых билетов. Соответственно, народу с билетами мест не хватило. Таких набралось около трех тысяч. Они шли на трибуны, а те уже переполнены: там люди даже на лестницах сидели. Организаторы приняли решение закрыть трибуны. Люди начали возмущаться. Нам приказ: отодвиньте народ. Мы начали с болельщиками разговаривать, и в этот момент из толпы поднимают заградительный барьер и кидают в нас. Начинается большая драка. В нас кидали и бутылками, и большими ледышками - дело было в марте. А нас - всего восемь человек, причем поделены на две группы, потому что были на двух секторах. И мы без касок, в обычной милицейской форме. Одну девушку завалили прямо с лошадью, но мы ее отбили. Нас пытались бить барьерами, а мы отбивались палками и лошадьми. Через какое-то время подошел ОМОН, солдаты, ситуацию выправили.
Впрочем, по словам старожила полка, такого уже давно не было. Сейчас и болельщики поспокойнее стали, и массовые мероприятия грамотнее организуются.

КОНИ ТОЖЕ СЛУЖАТ

Мы входим в конюшню и видим исключительно серых в яблоках коней. Командир роты Александр Уваров говорит, что это дань прошлому, когда в Москве был только один кавалерийский дивизион, а в нем три конюшни, которые различались по мастям лошадей: серые, рыжие и гнедые с вороными. Сейчас в Первом ОПМ ГУВД по г. Москве три кавалерийских батальона: один занимается обеспечением правопорядка на массовых мероприятиях, а еще два - патрулированием в общественных местах и лесопарках. Например, в районе Китай-города, в Александровском саду и на Манежной площади каждый день присутствует патруль из четырех всадников. Обязательно ежедневно выезжают патрули и во все лесопарки Москвы. В основном пресекают мелкие нарушения: разжигание костров, заезд в парк на машине или мотоцикле, распитие спиртного. Но случается, что задерживают и грабителей, и насильников. Ведь конный милиционер - это в первую очередь милиционер, а значит, у него все те же самые обязанности и полномочия, как и у пешего милиционера. Но пеший не сможет все восемь часов ходить по лесопарку. Это даже физически невозможно - обойти весь парк, все его закутки. А ведь преступления совершаются большей частью не на центральных дорожках. На машине тоже не везде проедешь, особенно весной и осенью, а лошадь универсальна: и по лесу пройдет, и скорость передвижения у нее высокая.

Сегодня на службе в Первом оперативном находятся такие породы лошадей, как тракенская, кабардинская, ганноверская, буденновская, есть и знаменитые орловские рысаки. Лошади поступают в полк в возрасте трех-четырех лет: специальная комиссия едет на конный завод и выбирает. Как рассказал начальник ветеринарного пункта полка Александр, лошадь в первую очередь должна быть здорова, с крепкой конституцией. И обладать спокойным, уравновешенным характером, ведь ее берут на службу, где она должна будет беспрекословно выполнять все указания всадника.

- Лошади, которые давно работают, действительно понимают, что они служат. Они очень умные животные, - поясняет мне девушка-милиционер. - Они и всадника своего чувствуют, хорошее у него или плохое настроение. Если у всадника хорошее настроение, лошадь тоже может подурить немного, но на службе такого себе не позволяет.

Имена четвероногим сотрудникам в Первом оперативном полку дают сами, первая буква имени соответствует году рождения. Например, Азар - 1993 года, Баян - 1994-го, Восход - 1995-го. Объезжают и обучают коней в полку тоже сами, потому что спортивная подготовка тут не годится. Нельзя подготовить лошадь, не зная специфики работы.

Курс подготовки длится 1,5 года по старому армейскому уставу, по специальной программе. Проводится шумовая подготовка с использованием бочек-”шумелок”, флагов, мячиков (имитация камней). Приучают и к стрельбе: каждый всадник берет автомат, выезжает в манеж и стреляет. Лошади ко всему довольно быстро адаптируются. После “курса молодого бойца” коня принимает специальная комиссия, и он готов к работе в городе. В принципе, обученная лошадь не боится уже ничего. Неприятные инциденты бывают очень редко.

Один сотрудник милиции рассказал историю, случившуюся несколько лет назад на Поклонной горе. Там стоял конный патруль, и его подошла фотографировать какая-то процессия. Лошадь испугалась фотовспышек и наступила на ногу девушке. А потом оказалось, что это была принцесса Таиланда, и из посольства пришла жалоба. Но такие случаи бывают редко, все же служебные лошади намного более подготовлены к жизни в городе, среди людей и современной техники, чем обычные. Хотя все равно желающим погладить или сфотографировать коня нужно понимать, что это животное со своей психологией, что оно может не так расценить вроде бы дружелюбные жесты. По словам сотрудников Первого оперативного, лошадь никогда сама на человека не пойдет, никогда не будет специально делать человеку больно. Если она укусит или лягнет, то только от неожиданности, испуга. То есть она как будто защищается.

КАК СТАТЬ КАВАЛЕРИСТОМ

Мы заходим в конюшню и видим, как дневальный запаривает овес. Нам поясняют, что делается это специально, чтобы он размачивался для лучшего пищеварения лошади. В него же добавляются и всевозможные подкормки. Вообще питание коней контролирует собственная ветеринарная служба. Кормят их три раза: в 5 утра, в 1 час дня и в 9 вечера, в сутки конь съедает 7 кг овса. Сено дается чаще, чтобы лошадь постоянно жевала, потому что в природе она постоянно травку щиплет. Кроме того, в каждом деннике есть обычная прессованная соль, которую кони очень любят лизать. Ну а в качестве поощрения всадники приносят морковь или яблоко - это вообще лакомство. Кстати говоря, вкусные яблоки растут прямо на территории Первого оперативного полка, так что за угощением для любимца далеко ходить не надо.

Каждое утро начинается с обязательного ветеринарного осмотра: всего в ветслужбе Первого полка работают 17 ветеринарных работников на 360 лошадей. Обход утром, в обед и вечером.

- У нас, кроме центральной базы, есть еще девять баз. Ветеринарная служба состоит из восьми врачей и восьми фельдшеров, плюс начальник ветеринарной службы. Мы обслуживаем все базы. Работаем сутки через трое, - рассказывает начальник ветеринарного пункта Александр. - Я тут работаю с 2005 года: когда окончил ветеринарный институт, узнал, что есть конная милиция. Вот, захотелось совмещать ветеринарную службу и службу в военизированном подразделении. Нравится. Здесь работают профессионалы.

Поговорив потом с другими сотрудниками конной милиции, я поняла, что, действительно, там работают только фанаты (в хорошем смысле этого слова) своего дела, любящие лошадей и милицейскую службу. В конную милицию берут всех желающих. Единственное ограничение - по здоровью. Медицинская комиссия требует, чтобы была первая группа здоровья, как у летчиков и космонавтов. Причем при приеме на работу не смотрят на пол кандидата: для всадника нет никакой разницы - девушка или юноша. Более того, сами же милиционеры (причем мужчины) мне сказали, что девушки даже лучше работают с лошадьми.

Есть старая, со времен советского спорта, поговорка, что на лошади, подготовленной женщиной, может ездить каждый, а на подготовленной мужчиной - только мужчина. Женщины, видимо, более приспособлены к работе с лошадьми.

- А приходят ли люди, которые говорят: мы обожаем лошадей, поэтому хотим тут работать? - интересуюсь я.

- Приходят, но такие держатся недолго. Многие приходили, говорили, что они мастера спорта по верховой езде. Проходили три месяца стажировки и уходили. Потому что те, кто обожает лошадей, думают, что здесь просто работа с лошадкой, и все. Но у нас помимо этого есть и пешая служба, и много чего другого, не относящегося к лошадям. Тем более не каждый выдержит сидеть в седле по пять-шесть часов - это тяжело, - поясняет Роман.

Для людей, как и для коней, тоже проводится специальное обучение, только длится оно не 1,5 года, а три месяца. По словам Романа, к ним приходили люди, которые говорили, что они лошадей только на картинках видели. Это для работы в конной милиции не проблема. Человека всему обучат на месте. За три месяца кавалерийской подготовки (готовят еще по старому, советскому уставу) человека учат ездить на лошади, двигаться строем, базовым азам владения холодным оружием - шашкой, азам вольтижировки, джигитовки. Есть еще теоретические занятия по законодательству и прочему. После этого сотрудник может выезжать в город на патрулирование.

Милиционеры Первого оперативного полка получают такую же зарплату, как и все сотрудники ГУВД Москвы, плюс небольшую надбавку “за лошадь”. Зарплата у начинающего милиционера, который только первый год работает, составляет 24 тысячи рублей, соответственно, за стаж, звание и прочее идут надбавки. Единственный минус этой работы - отсутствие четкого графика. Они каждый день звонят и узнают, как завтра работают. Ведь это оперативный полк, а в любой момент обстановка в городе может поменяться.

ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ТАНДЕМ

По мере возможностей, в основном зимой, всадники проходят в течение трех месяцев более углубленный курс подготовки. По словам Романа, работа в городе и лесопарках притупляет в плане верховой подготовки, потому что там нужно либо стоять, либо идти шагом. Кроме того, когда есть возможность, устраивают маленькие - в манеже - тактические учения, на которых отрабатываются действия при массовых беспорядках. Но массовые беспорядки случаются довольно редко, милиционеры в основном либо патрулируют, либо стоят в так называемом “коридоре”. “Коридор” строят к окончанию массовых мероприятий (матчей, концертов и т.п.) для того, чтобы не было давки в метро. Хотя такой “коридор” состоит в основном из солдат, в его начале и в конце обязательно стоят четыре конных милиционера. Они работают “воротами”. Если понадобится срочно отсечь толпу, то лошади просто съезжаются навстречу друг другу и закрывают “ворота”.

Каждый кавалерист обязан уметь оказывать своей лошади первую медицинскую помощь: остановить кровотечение, наложить повязку, ведь на выезде всякое может произойти. Хотя если с конем что-то случается, то его берет под свою опеку ветеринарная служба, которая чаще всего выезжает на мероприятие вместе с всадниками. С собой у ветврачей есть специальная аптечка, укомплектованная необходимыми лекарствами, в том числе от шока, от сердечных заболеваний и прочего, и инструменты, чтобы остановить кровотечение, наложить швы на раны. Самое же распространенное заболевание - это раны. Они могут возникнуть и при транспортировке, и во время выезда.

Раньше конная милиция шла к месту патрулирования своим ходом, то есть верхом, в сопровождении сотрудников ГАИ. Но потом от такой практики решено было отойти. Во-первых, дорожное движение теперь настолько интенсивно, что это стало просто опасным. Во-вторых, затраты времени при передвижении верхом все же довольно большие. Ну и, в-третьих, бывало, что лошадь поскальзывалась на пешеходных дорожках, на люках колодцев, потому что подкова железная и по железу скользит, как по льду. Пластиковые полосы пешеходного перехода, битум после дождя - все это для лошади травмоопасно. Так что теперь коней на мероприятия развозят специальные фургоны - это и намного быстрей, и безопасней.

Основная функция конной милиции на мероприятиях - это, конечно, обеспечение безопасности, и если все нормально, то люди мало ее замечают. Но иногда она участвует в массовых мероприятиях и в качестве главных действующих лиц. Например, в День города именно конная милиция открывает парад, она участвует в шествиях, показательных выступлениях. Для этих целей всадники надевают парадную форму: китель, белую рубашку, белые перчатки, вооружаются шашками. Наряжаются не только всадники, но и их лошади. Им заплетают косички на гриве, причем каждый старается украсить своего четвероногого напарника по-своему. Ведь всадник и лошадь - это не только эффективный, но и просто очень красивый тандем.

Фото Николая ФЕДОРОВА

Юлия РЫЖЕНКОВА

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика