“Солидарность” продолжает следить за ситуацией на предприятиях, где развиваются трудовые конфликты. Обращения от ряда протестных трудовых коллективов через корреспондентов “Солидарности” попали к депутатам Госдумы и в Центральный совет Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР). А те в свою очередь обращались с запросами в генпрокуратуру и Федеральную инспекцию по труду. Ответы, наконец, получены... от областных прокуратур, от местных администраций...
ПРОКУРОРСКИЙ КОНТЕКСТ
Интересно, что с именем предыдущего генпрокурора РФ - Владимира Устинова - связывают уменьшение задолженности по зарплате в стране. Мол, президент дал указание, генпрокуратура проявила рвение, и долги по зарплате стали стремительно уменьшаться, хотя и не искоренились окончательно. То есть сами работники либо не очень-то прикладывали усилия, либо их усилия ничего не стоят.
Немного статистики. С 2004 года и до отставки Устинова генпрокуратура зафиксировала около миллиона “покушений” на трудовые права граждан. С 2001 года нарушения трудового права стабильно составляют около 60% от общего числа фиксируемых “покушений на права человека”. Число незафиксированных генпрокуратурой нарушений трудовых прав, естественно, неизвестно. Ну, это так - уже вроде в прошлом. А уж с новым генпрокурором Юрием Чайкой, как известно, должно быть совсем по-другому. Тем более что буквально сразу после назначения он создал и новое подразделение генпрокуратуры - как раз по защите прав граждан. В пресс-релизах, анонсировавших создание нового управления, сообщалось, что “генпрокуратура становится главной правозащитной организацией страны”. А по заявлениям самого Юрия Чайки, целевая аудитория новой службы - “работающее население”, которое, как вдруг - после многих лет борьбы с долгами по зарплате - выяснилось, тоже нуждается в защите.
Еще при создании службы обещалось, что “жалобы будут попадать в новое управление, а не к тем, на кого жаловались”. Как это получается на практике, можно судить по пути, который проделали жалобы протестных трудовых коллективов Хинганского ГОКа, Барнаульского комбината химволокна, Акташского ГМП и профкома Новоульяновского цементного завода. Итак, по списку.
ХИНГАНСКИЙ ГОК
Реакция на запрос ЦС ГМПР (“Солидарность”, №№ 21, 22, 23, 2006), поддержавшего обращение работников “ооошек” - осколков “Хинганолово”, поступила из прокуратуры Еврейской АО. Начиналось письмо прокуратуры заявлением: “Органами прокуратуры осуществляется постоянный надзор за состоянием законности в сфере трудовых правоотношений, в том числе и по оплате труда работникам ООО “Коралл” и ООО “Олон”... Заканчивалось отповедью: “Ваши выводы о том, что органами прокуратуры не принимаются меры по устранению нарушений действующего законодательства и защите трудовых прав работников “Олон” и “Коралл”, необоснованны”.
Но, может быть, в промежутке между этими двумя отповедями прокуратура сообщает о том, что работники получили зарплату? Вот и нет. Конечно, “прокуратурой Облученского района в защиту трудовых прав граждан в 2006 году направлено 86 заявлений в суд о взыскании задолженности по зарплате”. И суд даже удовлетворил все заявления, “однако из-за отсутствия денежных средств и имущества у предприятий фактически решение не исполнено”. И не важно для прокуратуры, что вполне благоденствует Новосибирский оловокомбинат (НОК), в свое время купивший Хинганский и ряд других “оловянных” ГОКов, которые сегодня тоже в плачевном состоянии. Не важно, что обогатились менеджеры - ставленники НОКа, доведшие предприятие до развала. Они ведь ни за что не отвечают.
Виновных все-таки нашли: “По фактам нарушения трудового законодательства внесено 7 представлений, объявлено предостережение должностному лицу о недопустимости нарушений трудового законодательства. По постановлению прокуратуры руководитель предприятия С.Г. Яценко привлечен к административной ответственности”. А еще “в отношении руководителей ООО “Олон” и “Коралл” возбуждены уголовные дела по ст. 145.1 УК РФ (невыплата зарплаты). В отношении же бывшего гендиректора ОАО “Хинганское олово” возбуждено уголовное дело по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство)”. Прокурор области еще и оспорил в суде сделку купли-продажи имущества ОАО “Хинганское олово”. И суд даже в полном объеме удовлетворил требования прокурора! Посмотрите-ка, как много прокуратура сделала!
Правда, работникам фактически уничтоженного Хинганского ГОКа, недополучившим зарплату почти за год напряженной работы, от этого не легче. Ведь можно захватить предприятие, нажиться на незаконных сделках с его оборудованием, использовать принудительный - рабский - труд. Прокуратура сделает несколько “представлений” и “предостережений”, заведет на не самых значительных фигур пару административных дел, пару - уголовных, и на этом все заглохнет. Главное - вовремя и подальше вывезти прибыль...
БАРНАУЛЬСКИЙ КХВ
По поводу обращения бывших работники комбината химволокна в Барнауле (См. “Солидарность”, №№ 25, 26, 36, 2005; 3, 5, 24, 2006) ответ получен из администрации Алтайского края. Документ повествует, через каких собственников прошло имущество ЗАО “КХВ”: от крупнейшего предприятия края ОАО “Алтай-кокс” к небольшой московской фирме ООО “Грандцентрос”, имеющей уставной капитал аж в 8400 рублей и занимающейся торговлей. Далее, в феврале 2006 года “Грандцентрос” продал имущество “группе инвесторов ФПГ “Сибма” г. Барнаул и ФПГ “Титан” г. Омск”, которые в том же месяце зарегистрировали ООО “Алтайский комбинат химических волокон”. “В настоящее время, - сообщает администрация края, - оборудование основного производства находится на консервации. Собственниками прорабатывается вопрос о приобретении технологических линий по производству полипропиленовой и полиэтиленовой пленки, а также сырья в г. Омске”. Правда, как сообщают бывшие работники предприятия, в конце августа, почти в то же время, когда было подготовлено письмо, на основном производстве комбината химволокна начали массированными темпами “вырезать оборудование”. То самое, без которого, по словам активистки инициативной группы бывших работников комбината Натальи Орловой, уже нельзя будет запустить заново производство. А в единственном работающем цехе - в “азотке” - готовился приказ о сокращении. Надо думать, это тоже говорит о производственных планах “новых собственников”.
АКТАШСКОЕ ГМП
Нечто подобное получилось и по обращению бывших работников АГМП (“Солидарность” №№ 26, 27, 2006). Зарплату за несколько месяцев они тоже, по мнению уже прокуратуры Республики Алтай, не получат. Почему? Потому что нужно действовать по закону. А по закону просто не хватило денег, полученных от проданного без аукциона имущества предприятия.
Да и вообще, имущество бывшего ГУП “АГМП” ведь уже давно в связи с банкротством продано ООО “АГМП”, а то, в свою очередь, преобразовано в ОАО “АГМП”, которое, как сообщает прокуратура, “в соответствии со статьей 58 ГК РФ правопреемником ГУП “АГМП” не является”. Так что ничего дурного про них не подумайте - они тут вообще ни при чем. А бывшим работникам, вышедшим на голодовку, уже много раз “давались мотивированные, исчерпывающие ответы”. Но люди почему-то никак не хотят понять, что они уже ни на что претендовать не могут. Ну, поработали, ну, не заплатили...
Так что нарушений не выявлено. А пересматривать законность действий конкурсного управляющего в Высшем арбитражном суде - срок истек. Правда, если бы доказать фальсификацию документов, тогда в связи с “вновь открывшимися обстоятельствами” что-то еще можно было бы сделать. Но ведь по жалобе работников о фальсификации бывший конкурсный управляющий еще в январе этого года оправдан - “за отсутствием состава преступления”.
Суд “сослался на показания подсудимого, который заявил, что предоставление в Арбитражный суд РА отчетных документов с неправильными данными о выданной зарплате явилось следствием его невнимательности и технической ошибки его помощника, допущенной при составлении документов, которые он подписал, не читая”. Так, подписываешь “не глядя” - и несколько десятков людей без зарплаты...
Зато требования участников голодовки, по мнению прокуратуры, “необоснованные и не основываются на действующем законодательстве” (стилистика сохранена). Так что на них можно и не обращать внимания. Тем более что, “по мнению главного врача ГУЗ “Акташское МРБ”, фактически участники акции не голодают, поскольку в противном случае у них бы возникли серьезные изменения состояния здоровья”. А так “за все время проведения акции ее участники в медучреждения по поводу ухудшения здоровья, связанного с голоданием, не обращались и в больницу не доставлялись”. В то время как голодающие почему-то думали, что им отказывают в предоставлении медпомощи.
Впрочем, какие-то нарушения прокуратура все-таки обнаружила. Например, отсутствие письменных трудовых договоров на нынешнем ОАО “АГМП”. Уже вынесено прокурорское представление. Проверяет прокуратура и то, правда ли, что на ОАО АГМП в 2004 - 2005 годах есть невыплаченная зарплата. Пока (в связи с отсутствием письменных трудовых договоров) проверка ничего не дает. Признает прокуратура и наличие незаконных захоронений ртутьсодержащих отходов, нарушений техники безопасности в ОАО “АГМП”, в связи с чем работа предприятия и была приостановлена. Ну и наконец, прокуратура, сообщила, что “правительством Республики Алтай принимаются меры к ликвидации голодовки, проводимой бывшими работниками ГУП “АГМП”, а также к возобновлению деятельности ОАО “АГМП”. Главное ведь, что голодовка ликвидируется...
УЛЬЯНОВСКЦЕМЕНТ
В случае с ОАО “Ульяновскцемент” (“Солидарность” №№ 31, 2003; 25, 2006) ответ получен из той же организации, куда был направлен запрос, - из Федеральной службы по труду и занятости. Роструд сообщал, что Госинспекция по труду в Ульяновской области провела проверку. В ходе проверки выяснилось, что в ООО “Тепловая энергия, вода и стоки” (ТЭВиС) была организована комиссия по проверке выполнения условий колдоговора за 2005-й и разработке проекта колдоговора на 2006 - 2007 годы. Работа комиссии прекратилась - из-за возникших разногласий. Но колдоговор все-таки был подписан и зарегистрирован в отделе по труду администрации Новоульяновска. Зато не был зарегистрирован коллективный трудовой спор по поводу пункта колдоговора. Но теперь-то уж это упущение исправлено, и Волго-Вятское управление по урегулированию трудовых споров наконец-то учтет конфликт.
Зато “вопрос о принуждении работников ООО “ТЭВиС” к выходу из профорганизации ОАО “Ульяновскцемент” своего подтверждения не нашел”. Так что в связи с тем, что в ходе проверки очевидных нарушений законодательства установлено не было, меры инспекторского реагирования не применялись. И всего-то делов - мелочь какая-то - давление на членов профсоюза, это ведь и зафиксировать невозможно. Заготовленные работодателем бланки заявлений о выходе и совпадения по датам в массовом выходе из профсоюза совсем не в счет.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ
Какие можно сделать выводы? Есть ли смысл обращаться в прокуратуру? Может быть, и есть. Если только не надеяться на обращение как на единственный метод коллективного действия - прокуратура не всегда может найти законные средства для восстановления конституционных прав граждан. Незаконными-то средствами конституционные права ведь не отстаивают? Это, конечно, звучит банально, но чем серьезнее нарушения трудовых прав, тем серьезнее должны быть и средства воздействия на нарушителя. И пока самое серьезное законное средство для трудовых коллективов, для профсоюзов - забастовки, которые не очень-то распространены. А трудовые споры не всегда доходят даже до суда. Не потому ли трудовые права в нашей стране нарушаются чуть ли не повсеместно?
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте