06 / 10 / 2011
Продажа сотрудника по остаточной стоимости
Термины “бодишопинг”, “утилизация персонала” и “выкуп работников по остаточной стоимости” – не из пособия для рабовладельца прошлого тысячелетия, они из современного пособия, которое теперь по-другому называется: заемный труд. Давайте разберем по полочкам, что же такое «заемный труд», кому на самом деле он выгоден, и что делать, если к вам приходит аутсорсер.
Заемный труд (стафф-лизинг, аренда персонала) - предоставление работников, нанятых частным кадровым агентством, в распоряжение третьей стороны, называемой пользователем, для выполнения работы в пользу последнего. В этом случае договорные трудовые отношения существуют только между заемным работником и агентством, но работник трудится, следуя указаниям пользователя. Пользователь частично осуществляет полномочия работодателя, которые делегируются ему кадровым агентством.
Сегодня действующее российское трудовое законодательство просто не предусматривает «трехсторонних» трудовых отношений, а гражданский кодекс вообще не признает за ними право на существование, то есть, применение заемного труда находится в «сером» юридическом поле. Это понимают и кадровые агентства, которые де-факто сдают во временное пользование работников, и фактические работодатели, которых этих работников покупают. Поэтому им как воздух нужен ЛЮБОЙ закон, вводящий заемный труд в правовое поле. Пусть и всячески ограничивая его, не важно. С этим они разберутся позже.
Что частные агентства занятости обещают?
1. Возможность легкого перемещения.
Глава представительства компании “Коулмэн Сервисиз Лимитед” Ольга Банцекина
привела пример, когда большое количество сотрудников было оперативно перемещено с остановленного производства на другое предприятие - в соседнюю область. Ей задали вопрос: зачем в этом случае кадровому агентству выступать работодателем? Ведь у него есть база вакансий, почему нельзя было перевести этих работников в соседнюю область, не являясь для них юридическим работодателем? Ответа не было.
2. Повышение зарплат работникам
Якобы ЧАЗы в этом заинтересованы, так как их доход составляет определенный процент фонда оплаты труда сотрудников, и чем он выше, тем больше денег они зарабатывают. Но реально почему-то получается не так. Неоднократно забастовки или пикеты проходили в таких компаниях, как “Нестле”, “Юнилевер”, “Хайникен”, “Кока-Кола”, где активно развивается использование заемного труда. На этих предприятиях у заемных работников зарплата ниже, чем у штатных.
3. Временных сотрудников для предприятий
Временные и заемные работники - это огромная разница! Временные работники были и будут всегда, и отношения с ними регламентированы Трудовым кодексом, а вот в необходимости именно заемных - уверены, похоже, лишь кадровые агентства и работодатели. Но не сами работники.
4. Гибкий график для работников, возможность работать и отдыхать когда угодно
Кадровые агентства считают, что классическая форма жизненного цикла (человек до 22 - 23 лет получает образование, затем лет до 70 работает, потом отдыхает) поменялась. В начале XXI века человек сначала учится, потом немного работает, потом пару лет отдыхает, потом снова учится, еще работает несколько лет... Таким образом, заемный труд позволяет комфортно жить в этом цикле. Правда, в действительности сложно в России найти человека, который так живет. А вы таких знаете?
Что в реальности ждет заемных работников?
1. Он будет уволен в любой момент, как только стал неугодным. Постоянная занятость для заемных работников исключена. Максимальный срок найма - три года
В 2006 году попытка работников «Кока-колы» (фактический работодатель – кадровое агентство «Анкор») отстоять свои права закончилась плачевно. Сразу после того, как компания официально получила уведомление о создании профсоюзной организации, председателя профсоюза оповестили о том, что его работа выполнена, и уволили.
2. В отличие от штатного работника, заемный вынужден выполнять не только те обязанности, которые обусловлены трудовым договором, но и кучу дополнительных.
Работники Санкт-Петербургского филиала пивоваренной компании «Хейнекен»
провели пикет в защиту своих прав у центрального офиса ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» в Москве. Рабочие заявили о практике принудительного труда, нарушениях графика, невыплате сверхурочных и давлении на профактив со стороны работодателя. О том, что люди трудятся без контрактов, больничных, до 220 часов в месяц без дополнительных выплат и под страхом увольнения.
3. Охрана труда и здоровье работников не волнуют никого - на практике за них никто не отвечает.
4. Отсутствие социального пакета, положенного по коллективному договору.
5. Невозможность объединиться в профсоюз для защиты своих прав.
В рекламе ряда кадровых агентств прямым текстом говорится: «Взаимодействие с профсоюзом не будет вас волновать. Вопросы трудовых прав вас не волнуют».
Из-за того, что персонал нанимается через кадровые агентства, во многих организациях
распались крупные профорганизации. Пример - Торговый дом «Детский мир». После преобразования этой компании был создан Торговый центр «Детский мир», и всем работникам предложили туда перевестись, но с однозначным условием: без профсоюза. 600 человек предпочли членству в профсоюзе работу. Профсоюзная организация распалась. Другой пример - Торговый дом «ЦУМ». Там все продавцы и кассиры были наняты через кадровые агентства. В результате люди, выполняющие одинаковую работу, имеют разные договоры и зарплаты - и больше не имеют профсоюза.
6. Использование заемных работников в качестве штрейкбрехеров для подавления забастовок.
Частные кадровые агентства и собственные службы ТНК легко находят людей для временной замены основных работников. В итоге забастовка теряет смысл, а профактивистов увольняют. Так произошло в 2006 году на “Форде”, так происходит на многих предприятиях.
Что делать, если на предприятие приходит кадровое агентство или аутсорсер?
Схема такого прихода довольно проста. В один прекрасный момент компания заявляет, что должна сконцентрироваться на основном бизнесе, а уборка помещений, транспортные услуги, охрана и так далее - не относятся к основному производству, и лучше нанять другую компанию, которая будет этим делом заниматься. Профорганизация при этом перестает существовать. Но если раньше выводили за штат вспомогательный персонал, то сейчас даже топ-менеджеры предприятий переводятся в посреднические структуры: от работников бухгалтерии и финотдела до директора. Вы ведете переговоры с директором, считая его представителем компании, а потом выясняется, что работодатель у него - другая компания, и он не уполномочен эти переговоры вести.
Еще в 2002 году рабочие предприятия ТНК «Каргилл» в Ефремове (Тульская обл.) провели акцию протеста против вывода за штат 50 охранников. Стало известно, что местных охранников набирать не будут, а будут вербовать через агентство в Москве на работу вахтовым методом. В Ефремове высокая безработица, а на «Каргилле» заняты около тысячи человек. И рабочие поняли, что если сейчас они оставят все как есть, то потом посыплется и все остальное. После их пикета приехали представители Manpower (одно из крупнейших кадровых агентств) и предложили профсоюзу договориться. Позиция профсоюза была такая: держитесь подальше от нашего предприятия - мы хотим иметь постоянные рабочие места.
Что делать, если на предприятии уже возникли такие явления, как аутсорсинг или заемный труд?
Совет, который дают председатели профкомов коллегам: боритесь, и как можно более упорно. Прописывайте в колдоговоре ограничения, при которых использование таких форм трудовых отношений станет экономически неэффективным. Есть и другие способы. Например, в компании «Нестле» на Филиппинах раз в год профсоюз и администрация анализируют состав рабочей силы на предприятии. И если выясняется, что количество часов, отработанных заемными работниками, превышает определенный процент, то это автоматически означает, что компания обязана создать несколько постоянных рабочих мест. Есть четкая схема: столько-то часов - столько-то постоянных рабочих мест. Это, кстати, ответ на вопрос, что же будет с людьми, если запретить заемный труд. А вот что - у них будет постоянное рабочее место с нормальной зарплатой и нормальным социальным обеспечением.
Что делает ФНПР?
Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный против уклонения работодателей от заключения трудовых договоров через необоснованный перевод работников на гражданско-правовые договоры и через использование заемного труда. Пакет соответствующих поправок к законодательству внесли председатель комитета ГосДумы по труду и соцполитике, зампред ФНПР Андрей Исаев, и председатель ГМПР Михаил Тарасенко. Законопроект призван запретить практику заемного труда; он даст возможность государству (Рострудинспекции) принимать решения о признании "гражданско-правовых" отношений трудовыми, со всеми вытекающими из того последствиями и обязательствами.
Что можете сделать вы?
Если вы тоже считаете, что заемный труд должен быть законодательно запрещен, - подпишите письмо на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова и отправьте по следующим адресам:
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1.
Председателю Госдумы Б.В. Грызлову.
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1.
В комитет Госдумы по труду и социальной политике.
Копию письма просим отправить по адресу:
129090, Москва, Протопоповский пер., д. 25.
Редакция центральной профсоюзной газеты "Солидарность".
Или пройдите по
этой ссылке и подпишитесь под письмом, которое будет отправлено по электронной почте.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Фотоработы Екатерины Соколовой (закрыт)
Проголосовало: 2
страницы:
12345678910
Кадровые агентства еще в 2000-м году умоляли многих ныне видных партийных деятелей обратить внимание на то, что рынок заемного труда никак не регламентирован и просили прописать соответствующие нормы в ТК, чтобы закрыть рынок от аферистов и недобросовестных работодателей. И что???
Получается, именно те, кто сейчас проталкивает запрет, и виноваты в том, что сейчас какие-нибудь владельцы заводов или шахт создают карманные агентства, переводят туда штат, и шахтеры вкалывают в забоях, приравниваясь к офисному планктону.
Цель нынешней оголтелой пропаганды (как и любой пропаганды вообще) - задурить мозги, продемонстрировать свою значимость и сохранить личное материальное благополучие.
Заемный труд - это изначально дополнительные рабочие места. Ни один производитель в здравом уме не будет выводить за штат основной персонал рабочих. например, на сборочном производстве. Иначе он просто потеряет возможность контроля процесса. Работодатель обращается в агентство в основном за дополнительными руками, когда нужно нарастить бизнес, помимо уже существующего стандартного штата персонала. И люди, работающие по схеме заемного труда, изначально понимают, что идут на временный проект (иногда - на месяц, иногда - на год). И все их трудовые права и гарантии обеспечивает и сохраняет именно кадровое агентство. Это их прямой работодатель, который несет полную ответственность по всем существующим нормам ТК.
Наводить порядок на рынке заемного труда с помощью его запрета, это все равно что запретить банковскую деятельность на том основании, что существуют финансовые пирамиды. Законы нужны нормальные, а не профсоюзный пиар.
В конце сентября этого года Ассоциация розничной торговли (АКОРТ) направила письменное обращение вице-премьерам Виктору Зубкову и Игорю Шувалову. АКОРТ просит "рассмотреть возможность отмены постановления" или внести в документ изменения, которые позволят использовать труд иностранных рабочих по договорам лизинга. Аналогичные обращения направлены также в Минздравсоцразвития и ФМС.
Всё неймётся уродам!