Больших коррупционных скандалов на ЕГЭ ждать не стоит: всё научились делать тише
Прошлогодние скандалы вокруг ЕГЭ до сих пор остаются на слуху. Уж больно поразили масштабы – студенты, подменявшие собой выпускников школ прямо в аудитории, массовое списывание и обмен ответами через социальные сети. Когда эти факты вскрылись, власти обещали впредь наводить порядок железной рукой. Официальной оценки, насколько эти меры оказались эффективными, пока еще нет, но и так невооруженным взглядом видно, что порядка на экзаменах сильно больше не стало – только списывают и продают варианты теперь без лишнего шума. Меж тем обновленное министерство образования продолжает присягать ЕГЭ на верность…
Итак, закончился основной этап тестирования абитуриентов по ЕГЭ-2012. Все еще ждет это «удовольствие» тех, кто по той или иной причине попал в «дополнительный поток». Полным ходом идет подведение экзаменационной кампании – а вместе с ними и сообщения о нарушениях и аннулировании результатов экзаменов. Пока таких сообщений в новостных лентах немного, но в благостность этой картины верится, увы, с трудом, особенно после позорного прошлого года.
Бесчинств на ЕГЭ хватало, в общем-то, и раньше, но выяснившаяся в прошлом году ситуация вызвала особый резонанс.
6 июня 2011 года в «Учительской газете» вышла статья за авторством Дмитрия Гущина, «Учителя года-2007». В ней было впервые рассказано о массовых списываниях на ЕГЭ, координированных через социальные сети:
«Идея организаторов такова: придя на экзамен, учащиеся фотографируют мобильным телефоном свои задания и через него же немедленно отправляют их на страницы группы «ВКонтакте». Соответственно, были открыты страницы для разных школьных предметов и разных комплектов заданий, в зависимости от часового пояса. В день экзамена на каждой из этих страниц непосредственно во время экзамена выкладывались задания и решения к ним. В частности, 6 июня, в день ЕГЭ по математике, решения КИМов для Москвы и Санкт-Петербурга были размещены уже через час после начала экзамена».
Но это далеко не единственная постыдная история того года. Так, в столичной школе №958 за абитуриентов, как выяснилось, потрудились студенты, причем эту подмену удалось совершить несмотря на то, что доступ в аудиторию должен был осуществляться по паспортам. Обман, конечно, в итоге раскрыли, а студентов отчислили…
Но осадок остался. В этом году порядок проведения ЕГЭ был серьезно ужесточен. Было решено применять в школах, где проводится ЕГЭ, средства подавления мобильной связи, а также установить системы видеонаблюдения; за пользование на экзамене техсредствами были предусмотрены большие штрафы, кроме того, было обещано мониторить социальные сети на предмет появления там «преступных» сообществ.
И действительно, в социальных сетях стали понемногу «банить» группы, занимающиеся «нелегальной» помощью в сдаче экзамена. Но Интернет большой, места хватит всем:
«Сегодня запустили в тестовом режиме Форум для сайта Шпаргалка ЕГЭ! Поскольку ВКонтакте предъявляет жесткие требования и в случае чего с легкостью банит, мы решили запустить форум на котором мы сами себе хозяева, поэтому все более менее серьезные темы мы будем обсуждать там!»
(объявление со стены одного из тематических сообществ «ВКонтакте.ру»).
Денис N. работает в одной из московских контор, специализирующихся на подготовке школьников к университетским олимпиадам и сдаче ЕГЭ. Выпускников к экзамену он готовит уже не первый год и о внутренней кухне этого процесса хорошо знает от своих учеников.
– 13 июня проводился экзамен по обществознанию, а 11 июня дети уже показывали мне варианты, которые должны были быть на экзамене. Суммы, за которые они их приобрели, назывались разные.
6 июня, перед ЕГЭ по математике, сеть взорвалась информацией об экзаменационных данных. Министр образования Дмитрий Ливанов, впрочем, поспешил опровергнуть эту информацию. Но эксперты не видят в возможности таких утечек ничего удивительного – слишком уж через большое количество рук проходят экзаменационные варианты.
– Я давно уже говорил о том, что механизм госэкзамена несовершенен и растянут во времени и в пространстве, – говорит Виктор Панин, глава Общества прав потребителей образовательных услуг. – Он состоит из большого количества операций: разработка тестов, передача их, перевозка в регионы, складирование и хранение. На каждом из этапов, в принципе, существует возможность получить эту информацию.
Но достать нужный вариант – полдела. Его надо еще и ухитриться списать. Впрочем, с этим, по крайней мере в столице, абитуриенты прекрасно справляются.
– Борьба технологий сейчас протекает явно не в пользу государства, – говорит Денис. – В прошлом году Путин обещал поставить в каждом классе по сотруднику ФСБ с глушилкой – но это обещание было выполнено не везде, а главным образом в тех школах, где была пресса. Во всех остальных школах его либо не было, либо просто работала аппаратура, отслеживающая мобильную связь. Но в современных телефонах существует авиа-режим, который позволяет использовать аппарат в режиме фотоальбома, – а туда, естественно, загружены отфотографированные бланки.
При этом, судя по всему, контроль за использованием техники «на местах» вообще остается довольно формальным:
– Здесь надо учитывать такой фактор, как отношение к ЕГЭ проверяющих и контролирующих лиц, а они сами выступают против этой формы, – рассказывает Денис. – Мои дети сообщали мне, что школьные туалеты в некоторых местах были во время экзамена попросту забиты людьми, по двое-трое в кабинках.
Или, в конце концов, остается возможность «договориться»:
– Довольно распространен вариант, когда родители ездят в школу, где предполагается проводить экзамен, и на месте обсуждают с директором возможности создания благоприятных условий для списывания.
Но в любом случае, в помощь абитуриенту в Интернете по-прежнему работает целый рынок «шпионских спецсредств» для сдачи экзамена:
(с сайта http://www.mobilewatch.ru)
Другой до сих пор популярный гаджет для ЕГЭ – микронаушники. Счет группам по их покупке или аренде в той же сети «ВКонтакте» переваливает за две сотни.
Впрочем, кое-что по сравнению с прошлым годом поменялось – по крайней мере, теперь в разных регионах предусматриваются разные экзаменационные варианты – это позволяет исключить ситуацию, когда сдавшие ЕГЭ раньше всех приморцы выкладывают свои варианты в сеть на радость жителям Западной Сибири и Центральной России. Но, похоже, дело до конца так и не довели:
– Кроме диверсификации вариантов по регионам, нам также обещали обеспечить разнообразие вариантов на экзамене. Но на математике, например, было всего два варианта, – говорит Денис. – А раз так, то анонимность, которая, казалось бы, должна была помочь бороться с коррупцией, наоборот открывает дополнительные возможности для списывания и дележки результатами.
С просьбой дать комментарий по ситуации мы обратились в пресс-службу Рособрнадзора – но там пока воздерживаются от комментариев; впрочем, уже в ближайшее время представители ведомства должны выйти с официальной оценкой результатов ЕГЭ этого года. Судя по всему, с реальной она будет расходиться довольно серьезно.
– Те сообщения о нарушениях на ЕГЭ, которые сейчас всплывают – это лишь вершина айсберга, – уверен Виктор Панин. – В огласке этих некрасивых историй не заинтересована ни одна из сторон. Нарушений, похоже, столько же, сколько и в прошлом году, а может и больше: люди у нас стали умнее, да только не с той стороны…
Впрочем, результаты этого года уже хорошо оценил министр Дмитрий Ливанов – он заявил, что в целом доволен тем, как прошел экзамен. И пообещал, что хотя изменения в порядок сдачи ЕГЭ будут вноситься, принцип экзамена останется прежним.
– Я был и остаюсь последовательным сторонником ЕГЭ как объективной независимой оценки качества среднего образования, – заявлял министр чуть ранее. – При полном понимании необходимости совершенствования содержания и технологии ЕГЭ в будущем, переход к всеобщему обязательному характеру ЕГЭ в 2009 году – важнейший шаг нашей системы образования. Он направлен на повышение прозрачности результатов обучения, доступности качественного образования для граждан независимо от их социального статуса и места проживания, преодоление коррупционного барьера на переходе "школа-вуз".
– Механизм защиты объективности и противодействия коррупции роли уже никакой не играет, – говорит Виктор Панин. – Никуда не делась такая схема: ВУЗы принимают ребят с минимально возможным количеством баллов на платное отделение, а после первого семестра пачками отчисляют стобалльников и высокобалльников под разными предлогами и переводят кого надо на бесплатные места. Механизма, который можно было бы противопоставить этой технике, не придумано.
Да и в отношении «доступности качественного образования для граждан независимо от их социального статуса и места проживания» у людей, которым приходится иметь с ЕГЭ дело, остаются пока большие сомнения:
– ЕГЭ, – говорит Денис, – так и не устранил разрыв между средней и высшей школой. Он предполагался как мостик от выпускника школы к будущему студенту: унифицированная процедура, равные возможности. Но уровень ЕГЭ, как и раньше, серьезно отличается от вузовского. Во-вторых, с учетом сложившейся коррупционной ситуации выпускники поступают с заметно более низким уровнем – но теперь большинство вузов лишились возможности корректировать такое положение. Эта возможность есть лишь у ряда ведущих вузов – МГУ, СПБГУ, РГГУ, которые назначают пороговые баллы, позволяющие подать туда документы – и проводят дополнительные, собственные испытания.
Ах да. Философский факультет МГУ, родной для автора этих строк, решил отказаться принимать результаты ЕГЭ по обществознанию – ранее этот предмет всегда был на вступительных экзаменах профильным. Интересно, о чем бы это говорило…
Александр ЦВЕТКОВ
cwietkow@solidarnost.org
Ответы набираются также на компьютере и отсылаются сразу же в Рособрнадзор.
Никакого сканирования бланков частей А и В. Результаты экзамена и КИМы по ИНТЕРНЕТУ можно посмотреть или сразу, или на другой день с указанием ошибок и правильных ответов к ним.
Если ввести в программу оценки заданий в баллах, то будет выставлена общая оценка в баллах. Всё будет открыто и апелляций по существу не будет. Опробовал в 9, 11, 4 классах.
Утверждаю − все проблемы сегодняшнего ЕГЭ у меня решены. Апелляций не будет (за исключением по техническим ошибкам УЧЕНИКОВ).
Содержание и принцип работы моих компьютерных программ опубликованы в журнале «Управление современной школой» №2/2012
Материал эл. ЕГЭ под №42 см. на сайте http://technogit.ucoz.ru