Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Эпидемия коронавируса заставила вводить экстренные меры и мобилизовать систему здравоохранения, строить новые больницы. При этом многие действующие медучреждения, где лечат людей с другими диагнозами, перепрофилируют под работу с больными COVID-19. Это стало проблемой для пациентов, которые проходили лучевую терапию в Лечебно-реабилитационном центре Минздрава России: 190 онкобольных просто выписали «в никуда». Проблема начала решаться, лишь когда подключились СМИ.
О том, что с 6 апреля центр перестанет оказывать медпомощь всех пациентам, кроме тех, кто заразился коронавируcом, стало известно на прошлой неделе. «В связи с временным перепрофилированием Центра для оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 сообщаем о приостановке госпитализации и амбулаторного приема до особого распоряжения Минздрава России», - такое сообщение появилось в группе медучреждения в соцсети Facebook.
Сотрудник справочной службы Лечебно-реабилитационного центра (ЛРЦ) Минздрава России подтвердила эту информацию корреспонденту «Солидарности»: 6 апреля прекратится прием пациентов, лечение будет прервано, а всех госпитализированных выпишут. На вопрос о том, куда обращаться онкобольным, которые проходят лучевую терапию, консультант ответила – по месту жительства, «там направят». Руководство медучреждения было недоступно для комментариев. «Доктора готовят все для работы с коронавирусом», - ответили в приемной.
Корреспондент «Солидарности» отправил запрос в Минздрав, но по состоянию на вторую половину дня 6 апреля ответа не поступило.
Труднее всего пришлось тем пациентам, в лечении которых очень важна срочность – онкобольным. Из-за перепрофилирования центра лучевая терапия была прервана у 190 больных. Одна из них, Юлия Грачева, рассказала корреспонденту «Солидарности», как она и ее единомышленники защищали свои права на медпомощь.
- Слышала, что Минздрав издал приказ, где было указано, что пациентов должны перевести в другие клиники, - рассказала пациентка. - Переводить нас отказывались. Но в пятницу 3 апреля мы покинули ЛРЦ. По сути, нас выписывали «в никуда». Ссылались на то, что перевод между различными учреждениями невозможен. Но долго ждать мы не можем - мы проходим лучевую терапию. Она должна быть непрерывной. Прерывание курса нивелирует пройденные процедуры и ведет к рецидиву.
По словам Юлии, онкобольных отправляли с формой 057 в другие учреждения, не заботясь о том, есть там места или нет. То есть пациентам, которые уже проходили лечение, пришлось бы стоять в общей очереди. Она в среднем длится несколько недель. Кроме того, в новых учреждениях радиологии пришлось бы заново сдавать все анализы и проходить разметку. Все это еще сильнее затягивает процесс. При этом в онкологии очень важна именно своевременность лечения. Об этом говорят пациенты, это подтверждают врачи – вещь, очевидная даже неспециалисту.
- Максимальный перерыв – две недели, - уточнила Юлия Грачева. - Если больше, то продолжать лучевую нет смысла. Смысл именно в непрерывном получении определенной радионагрузки.
В такой ситуации оказалось почти две сотни больных. Многие из них пожилые. Наиболее активные, кто помоложе, создали инициативную группу из 11 человек. Они попытались привлечь внимание общественности и СМИ, вели переговоры с врачами.
Одна из них – Елена Трусова. Женщина прошла 15 процедур облучения из необходимых 22-х.
– Осталось меньше половины, и на тебе – из-за этого вируса нас выписали «в никуда», - негодует она. – Мы отправляли письма руководству ЛРЦ и в Минздрав с вопросом о нашей дальнейшей судьбе. Но письменных ответов не получили. Была информация, что могут отправить в Балашиху или Подольск. Но туда мне неудобно ездить.
Еще у одной пациентки терапия только началась. Людмила Агафонова прошла лишь три процедуры.
– Надолго прерывать лечение нельзя, - говорит Людмила. – И так долго собирала бумаги, проходила анализы. Не хотелось бы заново все начинать. Подольск так Подольск. Была согласна и на него. Лишь бы куда-то уже отправили. Мне не критично, где лечиться. Лишь бы не прерывали терапию и не заставляли по новой все проходить.
Стоит отметить, что эпидемия коронавируса сказалась и на работе ведущего российского онкологического центра им. Блохина, известного как «центр на Каширке». Из-за выявленной инфекции COVID-19 у одного из сотрудников отделения химиотерапии лечение шести онкобольных прервали. Отделение закрыли на карантин.
– Все больные, которые проходили лечение в этом отделении, изолированы, - прокомментировала руководитель пресс-службы центра Нина Попова. – Другие отделения работают в штатном режиме. Прием и лечение пациентов продолжаются.
По словам пациенток из инициативной группы, руководство ЛРЦ и Минздрав «зашевелились» после того, как появились первые публикации в СМИ, а в адрес Минздрава поступило несколько запросов от журналистов.
– Мне позвонили из ЛРЦ через 15 минут после выхода сюжета на телевидении, - говорит Людмила Агафонова. – Сказали, что нас примут больницы в Балашихе и Подольске. В субботу, 4 апреля нас всех собрали, чтобы обсудить организационные вопросы. Сказали, что в понедельник-вторник позвонят из «принимающих» медучреждений, оперативно туда устроят и продолжат лечение. Мне пока не звонили. Надеюсь, свяжутся со мной в ближайшее время. Слышала, что некоторых уже устроили.
Другая пациентка, Юлия Грачева, подтвердила, что с ней связались по вопросу перевода в другое медучреждение.
- Мне позвонили из Балашихи в пятницу в 21:12 вечера, - сказала Грачева. - Предложили пройти у них облучение. Уже в субботу, 3 апреля, все больные по ОМС из ЛРЦ получили эпикриз и письмо, что им перезвонят из Балашихи или из Подольска и запишут на 6 – 8 апреля. Слава богу, что наконец-то все работает и всех обзвонят. Это и было целью нашей «шумихи». Спасибо СМИ.
По мнению медицинского юриста, директора компании Stibikina & Partners Юлии Стибикиной, неоднозначная ситуация с онкобольными в ЛРЦ возникла из-за бюрократических проволочек.
- Я полагаю, что это чисто организационный вопрос, и кто-то на местах из руководства лечебных учреждений злоупотребляет своими должностными полномочиями, нарушая права пациентов, - считает эксперт. – Приказ, о котором говорят сами пациенты, прописывает, в том числе, порядок перевода в другое медучреждение. Соответственно, пациенты, которые уже получают терапию, должны быть приняты другим учреждением, и терапия должна быть продолжена.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно