Top.Mail.Ru
Статьи
Игра в классики опасности

Ростехнадзор наделяют функциями в трудовой сфере

Игра в классики опасности

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Госдума 10 декабря приняла в первом чтении правительственный законопроект, закрепляющий за Ростехнадзором полномочия по “утверждению перечня отдельных видов работ, выполняемых на объектах, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности”. По мысли авторов инициативы, это позволит “эффективно регулировать” направление работников на вредные и опасные работы частными агентствами занятости. Однако некоторых депутатов тревожит не только эта формулировка.

НУ, ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ!

Законопроект о новых полномочиях Ростехнадзора в сфере труда, принятый Госдумой в первом чтении 10 декабря, вносит изменения в ст. 341-2 Трудового кодекса. В ней говорится об “особенностях регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости для выполнения работы к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников”.

Как отмечается в заключении комитета Госдумы по труду, действующая редакция этой статьи запрещает направление работников ЧАЗами для выполнения отдельных видов работ на объектах, имеющих I и II класс опасности. И вот как раз утверждение перечня таких видов работ правительство и хочет закрепить за Ростехнадзором в ТК. (Сейчас они утверждаются “в порядке, установленном правительством” - без конкретики.)

Вроде бы ничего сверхъестественного: дело, извините за каламбур, техники - в данном случае бюрократической. И заодно сразу стоит отметить, что все стороны Российской трехсторонней комиссии, включая профсоюзную, одобрили данный законопроект. Более того - “указанные перечни должны утверждаться Ростехнадзором с учетом мнения РТК”. Вопрос в том, какие конкретные виды работ ведомство захочет в дальнейшем включить в “опасные” списки, а какие исключить. Но об этом мы сможем узнать только из правоприменительной практики. А пока для закрепления всего вышесказанного обратимся к резюме, данному замминистра труда Андреем Пудовым:

- Законопроектом предлагается наделить Ростехнадзор прямыми полномочиями по утверждению перечня отдельных видов работ, в целях выполнения которых не допускается направление работников частными агентствами занятости по договору о предоставлении труда. Речь идет об опасных производственных объектах I, II классов опасности. Реализация положений проекта закона позволит решить вопрос полномочий и будет способствовать актуализации перечня указанных работ, что позволит эффективно регулировать допуск к работе на опасных производственных объектах соответствующих работников.

Зампред комитета ГД по труду Марина Оргеева, представляя законопроект, добавила: “Мы понимаем, что, наделяя Ростехнадзор четко определенными полномочиями, создаем механизм, который позволит нам своевременно актуализировать эти перечни и предотвращать аварии и несчастные случаи, защищая жизни и здоровье наших граждан. Принятие данного законопроекта является важным практическим шагом к повышению уровня безопасности на опасных производствах”.

То есть до этого допуск на опасные производства был “неэффективным”, а сами производства небезопасными, потому что у Ростехнадзора “велосипеда не было”? Но, повторимся, поживем - увидим результат.

ЗА ЖЕНЩИН И БИЗНЕС

А пока у депутатов возникают другие, более актуальные вопросы:

- В последние годы происходит секвестр перечня производств, работ, должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, - обратила внимание глава думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, коммунистка Нина Останина. - С 2027 года женщин начнут привлекать к ранее запрещенным работам в сферах транспорта, деревообрабатывающей промышленности. Не позволит ли этот законопроект правительству быстрее, легче, без широкого общественного обсуждения проводить изменения, которые исключают виды работ, ранее запрещенных для женщин, из перечня производств, работ, должностей с вредными и опасными условиями труда?

Андрей Пудов ожидаемо успокоил депутата, сказав, в том числе, что “как раз эта норма в некотором смысле становится жестче”, поскольку Ростехнадзор будет актуализировать список вместе с Минтрудом и РТК.

Первый зампред комитета по строительству и ЖКХ Роман Лябихов, в свою очередь, проявил неожиданную для коммуниста заботу о малом бизнесе:

- На сегодняшний день у нас зачастую объекты вторым классом опасности называются в силу наличия соседства такого же объекта рядом с ним. То есть он может быть по факту третьего класса, но, соседствуя со вторым классом, соответственно, должен соответствующим критерием обладать. И вот у нас, получается, сотни объектов первого класса, а второго - это уже тысячи, и там зачастую малый бизнес. И, соответственно, для малого бизнеса это будут очень серьезные ограничения, - переживал депутат.

Впрочем, если вспомнить расцвет малого бизнеса в эпоху нэпа, то для верного ленинца это неудивительно. Несколько удивительно другое. Ведь, говоря простым языком, предприятиям, расположенным через забор от вредных и опасных, присваивается схожий статус, потому что у соседа может, простите, бомбануть, не так ли? И как же Ростехнадзор исключит такую печальную, но ненулевую вероятность? А ведь, судя по ответу Андрея Пудова, как-то, наверное, должен:

- У нас около двух тысяч [предприятий] в первом и семи тысяч во втором классе, - уточнил чиновник. - Что касается малого бизнеса, там есть исключения. Но как раз тот фактор, что мы сейчас устанавливаем Ростехнадзор как орган уполномоченный… У них как раз все видение процесса есть, они отвечают в части, касающейся как раз определения объектов и класса объектов, это как раз сделает более правильные, прозрачные и понятные требования.

ВЗЯТЬ И ПЕРЕЗАПРЕТИТЬ

Последний вопрос поступил снова от члена фракции КПРФ - на этот раз от зампреда комитета по охране здоровья Алексея Куринного. Он попросил привести статистику насчет того, какое количество рабочих и в каких сферах деятельности используется через заемный труд, “когда людей привозят, приглашают, не соблюдая порой прав этих работников либо существенно ограничивая социальные выплаты и гарантии”. То есть депутат полностью проигнорировал тот факт, что заемный труд у нас запрещен еще с мая 2014 года. (Хотя и мы не должны игнорировать то, что в соответствующем законе есть некоторые исключения.) Примечательно, что на запрет заемного труда не обратил внимания и замминистра, автоматически отнеся к “заемным” работникам из вопроса депутата клиентов ЧАЗов:

- Из количества страхователей, состоящих на учете, в 2019 году [работников ЧАЗов числилось] 9260, в 2024 году число снизилось до 6429. То есть эта тенденция на снижение идет, - успокоил Пудов и Алексея Куринного тоже. Но не вполне.

- Само понятие заемного труда вызывает очень много вопросов, споров в последнее время, - гнул свою линию коммунист, создавая впечатление, будто закон 2014 года не работает вовсе. - Ну, вот Ульяновский автомобильный завод - там речь идет о привлечении порядка 20 - 30% в сезон таких рабочих. Они даже уже разделяются. Одни называются “синими”, по цвету формы, а другие “серыми”. Соответственно, и уровни трудовых гарантий у них разные. И споры регулярно возникают по тому, кто получает большую зарплату, кто получает какие льготы, распространяется ли действие коллективного договора или не распространяется. Сама форма заемного труда ущербна.

Помнится, с последним больше десяти лет назад никто из депутатов не спорил, и закон о запрете заемного труда приняли единогласно. Но раз уж возникают такие вопросы, может быть, взять и запретить его еще раз, для верности?

Автор материала:
Павел Осипов - Игра в классики опасности
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика