Top.Mail.Ru
Статьи
Мир антиутопий

Профсоюзы вручили премию за лучший фантастический роман

Мир антиутопий

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

9 октября Федерация независимых профсоюзов России вручила премию “Час быка” Андрею Столярову за роман “Темные небеса”. Книга рассказывает о Первом Контакте с инопланетянами, однако изображен он со стороны бюрократии. И вот уже самые лучшие побуждения как инопланетян, так и землян разбиваются о множество наших религиозных, национальных, политических противоречий.

Премия “Час быка” присуждается за лучшее социальное произведение прошедшего года в жанре фантастики. Она вручается с 2010 года, и ее лауреатами становились такие писатели, как Александр Громов, Олег Дивов, Алексей Калугин, Вячеслав Рыбаков и другие. Лучшей книгой 2019 года стал роман “Темные небеса” Андрея Столярова. В романе со всем реализмом показано, как человечество будет себя вести при Первом Контакте с инопланетянами: бюрократия, меры безопасности, заседания Совбеза ООН, тонны документов, инструкций и борьба государств за доступ к знаниям инопланетян.

Заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков, поясняя выбор победителя, отметил, что особенностью этого произведения является реальная реакция людей и государств на новый фактор жизни - появление инопланетян.

- Сейчас нам тоже приходится жить среди появившегося “инопланетянина” - ковида, и реакция людей и государств на это явление, привнесенное в нашу жизнь, похожа на ту, что описана в романе. Конечно, произведения подобного жанра всегда оцениваются под девизом А.С. Пушкина “сказка ложь, да в ней намек”, но тут я не могу сказать, что эта сказка является ложью, потому что так примерно мы и поступаем. Опасности, которые изложены в книге в отношении наших реакций на новые факторы нашей жизни, - это то, что мы должны понимать о себе, об обществе, об окружающих людях и государствах, и в зависимости от этого изменять свое поведение и подход к тому, что происходит, в том числе у нас в стране, - говорит Шершуков.

Автор романа напомнил, что одна из главных задач фантастики - это социальное прогнозирование. То есть фантастика осуществляет мониторинг будущего, представляя разные его версии - и благоприятные, и неблагоприятные. И тут Столяров видит большую опасность: впервые за два с половиной тысячелетия человечество находится в эпохе, у которой нет позитивного будущего.

Представление о будущем возникло в Античности. Еще Платон в IV веке до нашей эры предложил проект идеального государства, основанного на разумных, как казалось тогда, социальных началах. Это и был желаемый образ будущего. Но и помимо Платона существовали в то время разнообразные “Солнечные острова”, “Аркадии”, “Острова блаженных” - образы такого будущего, где человек живет счастливо и беззаботно. Множество аналогичных моделей породило Средневековье - от теократий Иоахима Флорского и Раймонда Луллия до вполне светских проектов Томаса Мора (“Утопия”), Томмазо Кампанеллы (“Город Солнца”), Фрэнсиса Бэкона (“Новая Атлантида”), Франсуа Рабле (“Телемское аббатство”). А дальше, уже в Новое время, возникли проекты социализма и либерализма, предложившие конкретные социальные технологии для достижения привлекательного будущего.

- И вдруг все закончилось. Последнюю утопию (образ позитивного будущего), которая имела общественный резонанс, создал американский философ Эдвард Беллами в 1887 году. В романе “Взгляд в прошлое” он описал мир 2000 года, предсказав в числе прочего кредитные карточки и супермаркеты. Роман имел колоссальный читательский резонанс на Западе, хотя в России остался практически неизвестен, - рассказывает Столяров в комментарии “Солидарности”.

За последний век в русской литературе были созданы всего две значимые утопии: “Туманность Андромеды” Ивана Ефремова и “Мир Полудня” Аркадия и Бориса Стругацких. Потом появлялись только антиутопии.

- Авторы как будто начали соревноваться между собой: кто ярче опишет неизбежную смерть человечества, кто сумеет создать самую впечатляющую картину распада и гибели нашей цивилизации. Повторяю: показатель очень тревожный. В наше время будущее перестало быть сияющим горизонтом. Оно стало мрачным. Оно стало пугающим. Оно превратилось в хищного монстра, пожирающего настоящее. Особенно хорошо это заметно в последние десятилетия. В современной фантастике, как западной, так и российской, будущее - это либо глобальная катастрофа, постапокалипсис, либо это миры до такой степени темные и жестокие, что жить в них совершенно не хочется. И если фантастика, которая в силу своей лабильности всегда очень чутко реагирует на запросы времени, не видит позитивного будущего, то это значит, что такого будущего у нас просто нет. Мы движемся в экзистенциальную пустоту, - прогнозирует Андрей Столяров.

Автор материала:
Юлия Рыженкова - Мир антиутопий
Юлия Рыженкова
E-mail: ryjenkova@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика