Фото предоставлено героем материала
Студенчество в истории всегда было мощной общественной силой. Сегодня студенческий координационный совет (СКС) профсоюза работников образования РФ - крупнейшее в России молодежное профобъединение, насчитывающее 1,2 миллиона членов. “Солидарность” поговорила с Виктором Шабельником об актуальных проблемах учащихся вузов и путях решения, о новых вызовах, связанных с пандемией, о том, что нужно делать, чтобы слово “профсоюз” для студентов не было пустым звуком, и многом другом.
- Виктор Владимирович, что такое Студенческий координационный совет? И как вы стали его главой?
- СКС - представительный орган обучающихся, который занимается защитой прав студентов. Его структура - это отчетное собрание, в которое входят председатели СКС в регионах, в округах и руководители направлений. На сегодня он объединяет 200 первичных профорганизаций по всей стране и больше 1,2 млн студентов и аспирантов - членов профсоюза. Кстати, это самая крупная молодежная общественная организация в России.
В 2008 году я был избран председателем профкома студентов Смоленского госуниверситета, в 2010-м стал председателем областного координационного совета, в 2015-м вошел в состав президиума СКС России, а в 2019-м был избран его председателем. Так что 13 последних лет я занимаюсь студенческим профсоюзным движением.
- Цифры членства среди студентов впечатляют, но какой процент из них реально принимает участие в профсоюзной жизни или хотя бы понимает, чем занимается профсоюз?
- Организации разные. Есть крупные, есть маленькие, с разными руководителями. При этом совсем недавно Министерство образования проводило социологическое исследование о работе органов студенческого самоуправления, и большинство опрошенных как раз отметили работу профсоюзных организаций. Поэтому можно сделать вывод, что студенческий профком - это основа основ жизнедеятельности, учебного процесса, защиты прав студентов. Второй дом для студентов, которые по всем вопросам туда обращаются. Есть, конечно, слабые профсоюзные организации. Но в общей массе учащиеся знают, что такое студенческий профком.
- Обычно студенческие профорганизации возглавляют не студенты…
- Да, так бывает достаточно часто. Бывают и выпускники вузов, и сотрудники университетов. Это ни плохо, ни хорошо, это сложившаяся за годы практика. Да, студентов - руководителей профкомов очень мало, это правда. Не всегда студент может на равных общаться с деканами и ректорами, с администрацией вузов. Существуют и кадровые проблемы, когда председатель профкома хочет и готов уйти с должности, но не может, потому что некому передать свои функции.
- И все же студенты во главе профкомов есть. Как они справляются с задачами по отстаиванию прав студентов, есть ли сложности? Ведь на них легче оказывать давление.
- Студенческим координационным советом была проведена колоссальная работа в плане защиты прав студентов. И если какое-то давление администрация могла оказать на студентов 10 лет назад, то сейчас она этого сделать не может. Во-первых, убраны многие шероховатости в законодательстве. Во-вторых, сейчас администрации неинтересно нарушать права студентов - все открыто, гласно. Студент всегда может обратиться в профком, либо найти решение, либо предать ситуацию огласке. В-третьих, у нас есть онлайн-курсы, которые мы предлагаем пройти молодым профлидерам, стараемся со всех сторон их подготовить и помочь.
Поэтому, как правило, сейчас не столь важно, стоят ли во главе профкомов студенты. Они тоже могут спокойно вести переговоры. У администрации вузов есть понимание, что студенты не должны чувствовать при этом дискомфорт. Я больше скажу, сегодня профорганизации для вузов - партнеры. Ведь ректор не знает, что у него творится в академической группе. Допустим, если какой-то преподаватель ставит пятерки блондинкам или намекает на взятки. А кто поможет ректору навести порядок? Профсоюзная организация, наоборот, выступает партнером, так как все занимаются общим делом.
- У людей, не знакомых с профсоюзной работой, может сложиться впечатление, что вся деятельность студенческих профкомов - это конкурсы, концерты, фестивали, КВН и так далее.
- Я всегда делаю акцент на том, что профкомы в первую очередь занимаются защитой прав студентов, а фестивали, конкурсы, танцы, песни - это уже второстепенно. Мы занимаемся обучением студенческих профактивистов, и не только на федеральном уровне. В регионах проходят очень большие учебные программы школ профсоюзного актива о том, какие права есть у студентов, как их защищать, как вести себя в той или иной ситуации.
- С какими проблемами пришлось столкнуться студентам в связи с пандемией и ограничительными мерами, переходом на дистанционное обучение?
- Студенты разделились на тех, кто хочет учиться онлайн, и тех, кто хочет учиться очно. Мы столкнулись с ухудшением качества образования и с тем, что сбиваются графики у студентов - то учатся, то не учатся, то онлайн, то офлайн. Конечно, ковид глубоко повлиял. Но можно найти и некоторые плюсы. Мощно начало развиваться онлайн-образование, у студентов из разных городов появилась возможность послушать лекции очень интересных профессоров из-за дистанционного проведения.
- Как обстоят дела с вакцинацией студентов?
- В вузах обязательную вакцинацию ввели для преподавателей. К студентам это относится в меньшей степени, локально и точечно. Такой тенденции пока нет, но думаю, что она сложится в ближайшее время. Возможно, тем, кто не хочет вакцинироваться, будет доступно лишь онлайн-обучение. Однако прохождение практики в школах уже невозможно без вакцинации.
- Возникали ли проблемы с общежитиями из-за ограничений или введения самоизоляции?
- Когда общежития уходили на карантин и проживающие там иногородние студенты не могли выходить на улицу, профсоюзные организации им помогали. В некоторых вузах был задействован очень интересный кейс: профсоюзная организация искала спонсоров среди выпускников, профактивистов, и они помогали студентам с питанием. Знаю, что очень многие профорганизации в этом плане отработали на все сто процентов. И вузы, и студенты им за это благодарны.
- Сталкивалась с ситуациями, когда люди, узнав, что я работаю в профсоюзной газете, удивлялись - “а что, разве профсоюзы еще существуют?”. Что делать, чтобы молодые люди, закончив школу, техникум, вуз, уже имели четкое представление о профсоюзах и не задавали таких вопросов?
- Несколько лет назад крупный высокопоставленный чиновник задал мне такой же вопрос: “А профсоюзы еще существуют?” В организацию, которую я возглавляю, очень часто обращаются за помощью. Многие видят, как наша команда работает. Студенты, которые не приходят в профком, не получают матпомощь, не меняют при помощи профкома “плохого” преподавателя на “хорошего”, могут подумать, что профсоюзная организация ничего не делает. На самом деле все студенты сталкиваются с профсоюзом, даже не состоя в нем. Ведь идет колоссальная работа в плане законодательных инициатив. И здесь важную роль играет информационное освещение, хотя оно, может быть, хромает. Широкой массе студентов, которые не получили какие-то блага лично для себя, тяжеловато разъяснить, что многие вещи, которые у них есть, - заслуга профсоюза. Например, повышенная государственная академическая стипендия. Ее могут получить студенты, имеющие достижения по одному из пяти направлений деятельности (научно-исследовательское, общественное, культурно-творческое, спортивное, учебное). И именно профсоюз приложил много сил для того, чтобы эти пять категорий были. Студенты получают повышенную стипендию, но не знают, что этого добился профсоюз.
- И здесь, наверное, важно использовать понятные молодежи форматы, говорить с ней на привлекательном для студентов языке. Какие проекты для популяризации профсоюзной деятельности использует СКС?
- Мы попробовали рассказать о путешествиях по России за студенческий бюджет, и у нас это получилось. Первый сезон проекта “За стипуху съездить” собрал больше 7 млн просмотров. Сейчас идет второй сезон, думаю, он побьет эти рекорды. Есть много идей и планов. К сожалению, руки связаны из-за ковида. В конце ноября у нас должен был пройти международный форум, и мы его отменили. Мероприятие, запланированное на 500 человек, в итоге пройдет на 100. Есть определенные сложности, однако стоит поблагодарить ребят: за время пандемии мы не сократили количество проектов. Где-то с помощью технологий мы все равно держали планку, которую взяли.
- В октябре состоялся финал очередного ежегодного конкурса “Студлидер”. Как-то отслеживается судьба победителей и финалистов прошлых лет, связана ли она с профсоюзами?
- В следующем году пройдет юбилейный двадцатый конкурс - мы к нему готовимся уже сейчас. Наводили справки, и стоит порадоваться, потому что многие финалисты прошлых лет сейчас занимают должности ректоров, проректоров вузов. Многие достигли успехов на профессиональном и общественном поприще, это очень приятно. Соответственно, если бывший профсоюзный студенческий активист занимает высокую должность в вузе, то понимает все проблемы студентов и ценит работу, которую ведет профсоюзная организация, выстраивает партнерские отношения с профкомом.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно