Большое хорошее событие только что окончилось - проводимый уже в шестнадцатый раз ИННОПРОФ в Екатеринбурге. Несколько сот участников два дня рассказывали о разных новшествах в профсоюзной работе. Но вот я о чем подумал (и даже сказал на самом форуме): проблема глубже, чем просто недостаток новаций в работе. Если посмотреть широко - действительно, профактивисты, работники и руководители в разных профсоюзных структурах придумывают огромное число новшеств. А счастья, извините, нет. И на самом ИННОПРОФе было представлено много проектов. И в разделе “Профсоюзный Авангард” (рубрика “Новация”) на сайте газеты “Солидарность” можно найти огромное число действительно классных идей. Как говорится, “бери и делай”. Но количество организаций и лидеров, которые “берут и делают”, в процентном отношении… скажу мягко, невелико. Почему?
На мой взгляд, есть две главные причины.
Первая. У нас пока что нет “полуавтоматического” механизма внедрения этих новаций. В том смысле, что где-то придумали - тут же разошлась информация об этой придумке, и народ начал ее массово внедрять. Всюду проблема в том, чтобы узнать, и всюду проблема в руководителе, который самостоятельно должен решить: внедряем. Не то чтобы организаторы ИННОПРОФа или “Профсоюзного Авангарда” сидели на новациях, как Кащей над златом. Но если мы говорим про “инновацию” как про именно внедрение, а не просто изобретение, то вот с массовым внедрением есть проблемы.
Эти проблемы не случайны. Как говорят футбольные комментаторы, “игра разбилась на эпизоды”. В любой вертикально интегрированной компании вопрос внедрения решается приказом и контролем за его выполнением. А у нас даже изданные “приказы” - такие, как резолюции съезда, - выполнять не спешат.
Вторая причина еще глобальней. Инновации - это, образно говоря, вишенка на торте. Она призвана сделать более эффективной текущую деятельность. Но если есть существенные вопросы к текущей деятельности, то даже внедрение новшества лишь слегка улучшит общую картину. А под общей картиной я имею в виду темы, которые обсуждаются не первый год. Например, структурные вопросы: идем ли мы по пути преобразования территориальных профобъединений в представительства ФНПР? Какие решения нужно принять, чтобы помочь определенной группе отраслевых профсоюзов стать более эффективными? Как рационально и прозрачно консолидировать финансовые ресурсы? Ведь без ответов на эти вопросы существенного улучшения работы не произойдет.
Пример. Близкая мне тема - информработа и газета “Солидарность”. Вот мы занимаемся агитпропом и информированием профактива. Риторический вопрос: является ли активная агитационная работа - на уровне ФНПР в целом - инструментом, который формирует положительный имидж профсоюзов и способствует мотивации профчленства? В принципе, да. Но эта агитационная работа зависит в значительной степени от размера бюджета, который организация может на это выделить. А размер бюджета в большинстве профсоюзов России, а значит, и в ФНПР, исторически основывается на решениях, которые были приняты, извините, еще в 1988 году на пленуме ВЦСПС. Это я опять про “не менее 65% взносов остаются в первичной профорганизации” и про необходимость пересмотра этого решения.
На ИННОПРОФе был задан вопрос: какая инновация самая удачная и “главная” за последнее время? Не будем, что называется, мериться размером инноваций. Скажу о том, чего бы хотелось. С моей точки зрения, главной инновацией должно стать начало системного разговора внутри организации: куда, как и с какой скоростью мы двигаемся. Да, есть решения коллегиальных органов. Есть резолюции съезда. И все там правильно написано. Но тех проблем, о которых я сказал выше, они касаются очень… нежно и аккуратно. Как говорится в фильме “Пираты Карибского моря”, “пиратский кодекс не закон, а свод общих указаний”. Общие указания есть. Нужно садиться и содержательно разговаривать о том, как эти указания конкретно применять для решения внутренних структурных проблем.
Думаю, что такое обсуждение можно начать на реновированной дискуссионной площадке Клуба друзей газеты “Солидарность”. Она успешно работала в свое время - значит, “сапоги хорошие, нужно брать”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
"Преобразование территориальных профобъединений в представительства ФНПР"
Последствия:
1.чтобы территориальные объединения стали представительства нужно, как минимум, чтобы за это проголосовали делегаты соответствующих конференций, но что будет со структурой ФНПР если часть регионов проголосует "правильно", а часть - нет?
2. может ли сейчас ФНПР утверждать сметы, планы работы, штатные расписания, эффективно управлять имуществом и т.п. в 89 регионах? Реформа может привести к резкому увеличения штата в Москве и сокращению штатных профоработников в регионах, что вряд ли обойдётся без обиженных, скандалов, в том числе в публичном пространстве. Вырастет ли от этого авторитет профсоюзов, в том числе у социальных партнёров?
3. представительства перестанут быть полноценными членскими организациями ФНПР. Соответственно, все решения в коллегиальных органах будут приниматься отраслевыми профсоюзами. "Территориалы" на "отраслевиков" повлиять уже никак не смогут.
4. возрастание роли отраслевых профсоюзов на федеральном уровне приведёт к аналогичному процессу в регионах. И сейчас отраслевые обкомы ориентируются прежде всего на решения своих ЦК, а при такой реформе обязательность выполнения решений по линии ФНПР явно не повысится.
5. не захотят ли на фоне всех этих пертурбаций крупные первички с большими бюджетами полной независимости от вышестоящих профсоюзных структур? Не начнут ли возникать, условно говоря "межрегиональные ассоциации свободных профсоюзов" в пику ФНПР?
6. на фоне всего этого "веселья" профсоюзное членство может установить новые отрицательные рекорды
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно