Несмотря на то, что через несколько дней выборы, хотелось бы поговорить не о них. Правильно или нет, мы скоро узнаем, но мне кажется, что о выборах все уже примерно известно. 40% плюс сколько-то. Около 20% плюс-минус. Около 10%. И все остальные - меньше. Названия партий можете подставить сами, если, конечно, слегка интересуетесь политикой и тем, как она делается. (Конечно, риск ошибиться в прогнозе есть всегда, а перечень изданий и аналитиков, севших в лужу неправильных предсказаний, огромен и, несомненно, будет пополняться. Чур меня!) Но дело в другом.
Вопрос не в том, на сколько процентов больше или меньше получит конкретная партия. Это только для вновь созданных структур факт появления в Госдуме является историческим событием их биографии. Все остальные партии мы в Думе видели, и чего от них ожидать - примерно представляем. Вопрос в тех конкретных решениях проблем, которые сейчас наиболее актуальны для работающего населения.
Сейчас имеет место набор хаотичных предложений, выдвигаемых разными “претендентами на престол”. Вплоть до того, что один и тот же кандидат в депутаты сначала предлагает ликвидировать МРОТ в принципе, а через неделю - увеличить этот МРОТ вдвое. И это реальный случай. Легкость в умах - необыкновенная.
Но давайте абстрагируемся от выборов и попробуем перечислить темы, которыми надо будет заниматься новому составу депутатов на федеральном уровне.
В первую очередь отойдем от теории “малых дел”. Это неплохо - выбить деньги из федерального бюджета, чтобы отремонтировать школу или построить больницу. В регионах ценят федеральных лоббистов и отдают им свои голоса. Логика есть: построенное здание затруднительно украсть или перепрофилировать (хотя и такие примеры были). Принцип “хоть шерсти клок”, тем не менее, годится для разрешения частных проблем. Или в той ситуации, когда мы заранее понимаем: разрешить большую, федеральную проблему - невозможно. Давайте представим, что это не так, и перечислим примерный “план работ”, список “крепких орешков” для Госдумы.
На первом месте - уровень доходов. Официальные манипуляции со “средней заработной платой” или “начисленной зарплатой”, которые якобы показывают рост доходов большинства, немного поднадоели. У большинства в стране зарплата невысокая. Большинство в стране закредитовано, в том числе через механизм ипотек. Последний хотя и позволяет улучшить жилищные условия, но ввергает граждан в ростовщическое рабство, а “сливки” снимают банки и строительные компании. Можно много говорить, что рост экономики приведет к росту уровня жизни. А мы видим, что доходы в максимальной степени растут у наиболее обеспеченных групп. Остальным достаются крошки.
Эта проблема не снимается за счет переговоров профсоюзов и собственников или через механизм отраслевых соглашений. В большинстве случаев соглашения поднимают нижнюю планку доходов работников отрасли. Более того, в последнее время участились случаи, когда работодатель отказывается поднимать эту нижнюю планку даже до уровня, зафиксированного в отраслевом соглашении. И далее начинается тягомотина в переговорах с неясной перспективой. Либо работников, по сути, провоцируют на публичные протестные действия. Стране нужен официальный и легальный механизм индексации зарплат. Той нормы, которая заложена в Трудовом кодексе, но - не реализуется на большинстве предприятий.
Вторая тема - упрощение легальной процедуры разрешения трудовых споров. Сложилась странная ситуация. С одной стороны, государство устранилось из сферы регулирования зарплат в частном секторе. С другой стороны, если работодатель и представители работников не могут прийти к соглашению и работники готовы прибегнуть к остановке работы, то внезапно выясняется, что действующая норма закона, которую установило как раз государство, ограничивает не работодателей, а работников. То есть сторону, которая по определению обладает меньшим ресурсом. Говоря бытовым языком, у тебя несправедливо, как ты считаешь, вытащили деньги из кармана. Но только ты вытаскиваешь кулак, тебя хватают за руки и предлагают собрать кипу справок и обождать месяц-пару. Охолонуть, так сказать. Неудивительно, что профсоюзный мониторинговый центр считает сотни социально-трудовых конфликтов в реальности, а Росстат - в своей юридической чистоте - ограничивается единицами.
И третья тема. Базисная. Мы все уже полтора года живем в условиях существенных ограничений. Такое бытовое “маски-шоу”. Постоянный форс-мажор. Понятна ситуация, когда органы власти вынуждены принимать решения для спасения людей, их жизни и здоровья. Но это не значит, что все эти решения автоматически выходят из зоны общественного обсуждения и дискуссии с властью. Формат “мы лучше знаем, как вам лучше, а вы не понимаете своей пользы” нельзя использовать постоянно. Воспринимая при этом любой вопрос как “наезд” или провокацию.
“Реновирование” социального диалога в формат содержательной и эффективной дискуссии - это тоже задача для новой Госдумы. Ведь в конечном счете на место профсоюзов, которые задают не всегда удобные вопросы, может прийти только “бессмысленный и беспощадный”. Не сразу, конечно, но неминуемо. Оценочное суждения, ага.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно