20 лет назад классик социально-политического кино, французский режиссер Коста-Гаврас снял фильм “Гильотина” по роману американца Дональда Уэстлейка “Топор”. Сюжет там закручивался вокруг сокращения сотрудника одной крупной компании и того, на что он решился пойти, чтобы устроиться на новую работу. В 2025 году за “Топор” взялся корейский режиссер, автор знаменитого “Олдбоя” Пак Чхан Ук. В новой экранизации поменялось место действия, им стал Сеул, и “орудие” - не топор, а пистолет.
Фильм “Метод исключения” начинается с сахарно-идиллической сцены. Теплым осенним днем глава семейства Ю Мансу готовит угорь на огне. Жена накрывает на стол, по двору бегают домашние питомцы - два золотых ретривера, за кадром звучит легкая классическая музыка в исполнении фортепиано с оркестром. С первых минут у зрителя ощущение, что здесь все играют в какую-то игру, как будто все чуть-чуть не по-настоящему и за всем кроется какой-то подвох. Главный подвох заключается в том, что начальство преподнесло Ю Мансу угорь не в знак благодарности за усердный труд, а в качестве откупных - он еще не догадывается, что работы у него больше нет.
Несмотря на некоторую блаженность, главный герой проявляет характер, когда узнает, что американцы, купившие завод, где он проработал 25 лет, сокращают персонал. Он пытается настроить коллег на сопротивление, но видит лишь скучающие лица - бороться здесь никто не привык. Почему так, объясняет сам Ю Мансу: “Без профсоюза, зато на всю жизнь - традиция такая”. В его единоличной борьбе силы оказываются очевидно неравны, и наш герой остается без работы.
Для этого социально-психологического сюжета Пак Чхан Ук вслед за Коста-Гаврасом выбирает гротескную форму, превращая историю уволенного рабочего в череду бурлескных номеров. Если коротко описать, на что все это похоже, то можно сказать, что перед нами нечто среднее между Уэсом Андерсоном, Леонидом Гайдаем и братьями Коэн - весело и местами дико. На главную роль Пак Чхан Ук пригласил звезду корейского кино Ли Бёнхона. Недавно его можно было увидеть в “Игре в кальмара”, а раньше, например, в фильме американской франшизы “Терминатор: Генезис”. Жанровый калейдоскоп - от сатиры до триллера - дает Ли Бёнхону возможность развернуться по полной и продемонстрировать весь диапазон своего актерского мастерства, но прежде всего комедийный талант.
Самое интересное из того, что Ли Бёнхону приходится здесь играть, - это метаморфоза, которая происходит с героем: обыватель, который дорожит своей спокойной уютной жизнью, превращается в хладнокровного убийцу. Потерпев фиаско на серии собеседований с работодателями, Ю Мансу составляет список своих конкурентов. Именно их он считает главным препятствием на пути к новой работе, поэтому решает соперников “ликвидировать”. Правда, интонация и стиль фильма таковы, что в происходящие убийства ты тоже с трудом веришь: как будто все разворачивается в каком-то сне - с маскарадом, музыкой и танцами.
Несмотря на всю сюрреалистичность событий картины, Пак Чхан Ук предлагает зрителю подумать: действительно ли с потерей работы жизнь заканчивается? “Сколько раз тебе повторять?! Проблема не в том, что тебя уволили, а в том, как ты это воспринял и что с тобой в итоге стало!” - истерично кричит жена другого потерявшего работу героя фильма. Сам Ю Мансу задать себе подобные вопросы не осмеливается. Ему интереснее выслеживать конкурентов и избавляться от них при помощи пистолета отца, привезенного им как трофей с Вьетнамской войны. Теперь он воюет в другой “битве”.
В финале главный герой обретет-таки работу, но чуткий зритель испытает холод внутри. “Коллектив” Ю Мансу теперь состоит сплошь из четких, но бездушных машин. Людей не осталось не только потому, что он постарался избавиться от конкурентов, но и потому, что времена изменились: искусственному интеллекту даже свет в цеху не нужен, а из человеческого рода ему достаточно одного, кто будет просто нажимать на кнопки. “Нужно мыслить творчески и менять подходы”, - резюмирует Ю Мансу.
Александр Шершуков:
“Нам говорили: только не профсоюзничай!” - обосновывает главный герой свое непонимание собственного увольнения. То есть он все делал как говорили, как считалось правильным, а тут - такое! Что ж?! С некоторой долей злорадства процитирую старую поговорку: “Бачили очи, що куповали”. “Не профсоюзничая”, обычный обыватель пришел к физическому устранению потенциальный конкурентов на вакантное место. Пришел бы он к этому, состоя в профсоюзе? Хочется верить, что нет. Финальная сцена “темных цехов”, где не нужен свет, поскольку трудятся только роботы, напоминает о том, что сейчас обсуждается внедрение таких цехов и в России. С сокращением живых работников? Риторический вопрос.
Несмотря на то, что все это позиционируется как фильм с элементами веселья, лично мне смешно не было. Скорее жутковато.
“Метод исключения”
Фильм южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука 2025 года рассказывает о высокопрофессиональном специалисте, который остается без работы и, разочаровавшись, начинает устранять конкурентов.
Действующие лица и исполнители
Ман Су - Ли Бёнхон, Ми Ри - Сон Йеджин, Чхве Сон Чхоль - Пак Хисун, Ку Бом Мо - Ли Сон Мин, А-Ра - Ём Хёран, Го Си Чжо - Чха Сын Вон, О Чжин Хо - Ю Ён Сок.
Награды
2025 - номинация в категориях “Лучший адаптированный сценарий”, “Лучший фильм на иностранном языке” и “Лучший монтаж” на премию Чикагской ассоциации кинокритиков; номинация на лучший фильм Венецианского кинофестиваля; премия за лучший фильм Стокгольмского кинофестиваля и др.;
2026 - номинация в категориях “Лучший адаптированный сценарий” и “Лучший фильм на иностранном языке” американской кинопремии “Выбор критиков” и др. Всего 19 побед и 91 номинация.
Материал опубликован в "Солидарности" № 05, 2026
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно