Фото: Николай Федоров / "Солидарность"
Кадровый дефицит и низкие заработки - две главные проблемы транспортной отрасли с точки зрения профсоюза. Но этим вызовы не исчерпываются. Председатель Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин полагает, что работодателям и власти необходимо обратить внимание на специфику и условия труда на автопредприятиях по всей России. В интервью “Солидарности” Ломакин рассказал о комплексной поездке профлидеров по регионам Северного Кавказа и типичных для отрасли нюансах на примере этих регионов.
- Владимир Владимирович, ряд профлидеров транспортной отрасли совершили комплексную поездку по регионам Северного Кавказа. Какова была ее цель, что особенно впечатлило и запомнилось?
- Мы хотели оценить развитие социального партнерства - вопроса государственной важности, закрепленного в статье 75.1 Конституции. Выехали всем составом Исполкома профсоюза. Пригласили к общению председателей территориальных организаций профсоюза из СКФО, председателей всех республиканских федераций профсоюзов округа, правовых и технических инспекторов. К диалогу призвали работодателей и представителей органов власти.
Работали в полном взаимодействии. Объезжали по одному региону в день: начали с Чечни, далее Северная Осетия - Алания, Ингушетия, завершили в Нальчике (Кабардино-Балкария), где провели заседание Исполкома. В каждом регионе половину дня посвящали встречам с трудовыми коллективами, работодателями и представителями властных структур. Во второй половине дня проходили деловые встречи в формате круглых столов, где обсуждались имеющиеся проблемы и намечались возможные пути их решения. Мы хотели услышать напрямую о том, как живут люди. К сожалению, на Кавказе многие отраслевые проблемы требуют более быстрого решения. Есть и положительные выводы. Мы убедились: наша профсоюзная система в СКФО сплоченная, крепкая и реально действующая. Особо хочу поблагодарить коллег - председателей профобъединений - за участие в мероприятиях, которые состоялись на территории СКФО, за взаимопонимание и поддержку, схожесть позиций и единство целей. Уверен: совместными усилиями мы решим стоящие перед нами задачи.
- Вы упомянули о встречах с трудовыми коллективами и о проблемах, которые характерны для всей России, но в СКФО стоят особенно остро. На каких проблемах работники более всего акцентировали внимание во время встреч?
- Две ключевые проблемы отрасли - зарплата и занятость - взаимосвязаны. Уровень зарплат на наших предприятиях, как правило, ниже среднего по региону. И это приводит к дефициту водителей. Влияют и другие факторы. Демографическая яма, тяжелые условия труда, переработки. Традиционные транспортные предприятия застряли в прошлом: те же осмотровые ямы, загазованность, старые помещения. Молодежь не идет туда, где грязь, ранние подъемы, пробки на дорогах, невозможность планировать день, вредность. Сверхурочные принято считать неотъемлемой частью работы. Мы против такого подхода и против недавних предложений увеличить допустимые сверхурочные - это вопрос и современного труда, и безопасности.
- Действительно, для молодых людей звучит не слишком привлекательно. Насколько заработок компенсирует существенные неудобства? Какая средняя зарплата по отрасли в СКФО?
- В том-то и дело, что никак не компенсирует. В СКФО есть предприятия, где людям начисляют по 18 - 20 тысяч рублей зарплаты - при МРОТ 22 440 рублей! Формально - до МРОТ доплачивают. Но удовлетворительной назвать такую зарплату нельзя. Бывают и задержки выплат.
Во время поездки мне удалось встретиться с председателями правительств Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия. Надеюсь, что власти предпримут меры для разрешения проблем.
- Да, при таких заработках кадровый кризис в отрасли вполне объясним. Водители, продолжающие трудиться за такую зарплату, - энтузиасты?
- Представьте человека 50 - 55 лет. Его не везде ждут. Часто его единственное место работы за всю жизнь - родное транспортное предприятие. Плюс менталитет советского времени: одна работа на всю жизнь. В какой-то степени это инерция. Но инерция наблюдается и в головах чиновников - с точки зрения понимания нормальных размеров оплаты труда за важную и тяжелую работу. Мы стремимся эту инерцию преодолеть. Есть сдвиги: Минтранс издал приказ, обязывающий закладывать в расходы на транспортную отрасль повышение заработков работников.
- Как полагают в профсоюзе, какую зарплату для водителей общественного транспорта можно считать нормальной в 2025 году?
- Важно, какую зарплату считают нормальной сами потенциальные работники. С учетом тяжелых условий труда и высокой ответственности. И тут есть интересный факт. При подготовке в 2023 году к заседанию Государственного совета, посвященного сфере общественного транспорта, губернаторы говорили: “Подняли зарплаты до 100 - 120 тысяч рублей, а люди все равно не идут”. Я ответил: значит, надо поднимать еще выше. До тех пор, пока не установится баланс спроса на труд и предложения. Таковы реалии рыночной экономики. Но дело не только в оплате труда. Надо делать более современными и привлекательными условия труда.
- Правильно я понял, что в одних регионах зарплаты 22 тысячи рублей, а в других доходит до 100 - 120 тысяч? Где?
- Как и в других бюджетных сферах, в нашей даже речи пока не идет о реальном равенстве оплаты за равный труд в разных регионах. Высокие для отрасли заработки в Москве, на некоторых предприятиях Дальнего Востока. Экс-губернатор Курской области, экс-министр транспорта Роман Старовойт, зная эту проблему, в бытность свою руководителем региона добился реального увеличения зарплат транспортников.
- Старовойт ушел из жизни. Каким он запомнился в профсоюзной среде?
- Со Старовойтом сложились конструктивные рабочие отношения еще со времен его руководства Федеральным дорожным агентством. Он был постоянным участником наших съездов, ответственным соцпартнером, подписывал ключевые отраслевые соглашения по дорожному хозяйству. Всегда был открыт, внимателен к предложениям общественных организаций. Приносим соболезнования родным и близким.
- Знакомы ли вы с новым министром транспорта Андреем Никитиным?
- С новым министром пока плотно не работали. На своем представлении в министерстве он рассказал о комплексных задачах развития транспортной инфраструктуры и призвал общественные организации к сотрудничеству. Надеюсь, работа в системе соцпартнерства будет выстроена и мы будем помощниками министерства. Тем более что наши цели совпадают - сделать отрасль современной и привлекательной для кадров.
- Говоря о серьезных вызовах в транспортной отрасли, не могу не обратить внимания на Смоленскую область. Работники одной из крупнейших дорожных организаций региона, по сути, находятся в предзабастовочном состоянии (об этом - в материалах “Солидарности” “Протест на паузе” и “Прогресса - ноль”, № 22, 25, 2025). Как вы оцениваете ситуацию?
- На прошлой неделе мы провели совещание по ситуации в филиале “Смоленскавтодора”, актуализировали информацию, договорились о дальнейших шагах. Там многолетний конфликт: руководство предприятия не соблюдает отраслевое соглашение, не обеспечиваются нормальные социально-бытовые условия. Суды обязали выплатить недоплаты, но администрация отказывается закреплять гарантии на постоянной основе. Работники же справедливо требуют применения общих отраслевых норм. К сожалению, никак не складываются конструктивные контакты с работодателем.
- Каковы дальнейшие шаги профсоюза в этом конфликте?
- Мы идем правовым путем, по всем этапам разрешения коллективного трудового спора. Если не будет найден выход на уровне примирительной комиссии, перейдем к стадии посредника, далее - трудовой арбитраж. Если это не поможет - будем готовиться к следующей фазе, вплоть до забастовки, оформив ее по всем правилам с точки зрения трудового законодательства. Кроме того, мы подготовили обращения в трехстороннюю комиссию Смоленской области и в ФНПР с просьбой создать комиссию, чтобы принятые решения были исполнены.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно