Top.Mail.Ru
Александр Шершуков
7

Новый год - второе мая

Александр Шершуков
Главный редактор

Традиционно Новый год завершается и начинается на стыке 31 декабря - 1 января. Но, наверное, и профсоюзное летоисчисление здесь имеет специфику. Потому что, по большому счету, что в декабре профсоюзам заниматься новогодними елками для детей, что в январе. А вот динамика событий в профсоюзном мире ежегодно - с мая по май - часто идет по непредсказуемой амплитуде. Иногда, выходя на первомайскую демонстрацию, мы с трудом можем угадать, на что придется тратить основные усилия уже через месяц. Пример - прошлый год. Отмечали 1 Мая - было одно, гордились ростом МРОТ и “наценками” на него в виде компенсационных и стимулирующих… А уже в июне - уже совсем в другой тональности - занялись пенсиями… В сегодняшнем Первомае можно попытаться угадать (хотя и неточно) специфику периода. В смысле - что изменилось. Что встало на первый план? Как изменилось отношение к происходящему у членов профсоюзов?

Прошло 1 Мая 2019 года. И в первом приближении можно зафиксировать происходящие изменения. Ну, скажем, раньше “кое-где” не выталкивали профсоюзы за центральные улицы. Раньше “кое-где” не вытаскивали из “закромов Родины” старые законы, которые, оказывается, уже много лет как запрещают профсоюзам передвигаться “по главной улице с оркестром”, а также с содержательными лозунгами и требованиями. В другом “кое-где” представители некоторых обкомов отказывались участвовать в общем шествии с губернатором, модно называя его “токсичным”, то есть не желая переносить на себя его, как они считали, негативный имидж. (В этом смысле стоит обратить внимание на желание целой группы кандидатов в депутаты разного уровня и в губернаторы идти самовыдвиженцами, а не фиксируя себя членами “Единой России”. Тоже токсичность?) В третьем “кое-где” пошли еще дальше - и из профсоюзных колонн вытурили все политические партии.

Получается, что, несмотря на традиционный масштаб первомайских мероприятий, многие нюансы характеризуют начало нового социально-трудового года, который - возможно! - будет существенно отличаться от прошедшего. Больше внешних ограничений. Значит ли это, что местные органы власти не уверены в себе или не готовы столкнуться с возможным протестом? Больший негатив со стороны работников. Значит ли это, что они готовы к более решительным формам публичных и протестных действий?

Не пытаясь выступить защитником власти (у нее на Первом канале таковых хватает), отмечу: ситуация, когда почти любые действия начальства воспринимаются внизу со скептическим прищуром (и это еще мягко сказано), крайне опасна. На наших глазах формируется тенденция, которая тридцать лет назад переломила спину КПСС - структуре не в пример более основательной и профессионально построенной, нежели сегодняшние “технократические” администрации.

Что это означает для профсоюзов? Вполне практическую вещь. Не нужно считать, что ТОЛЬКО переговорный процесс является единственным механизмом, который профсоюзы могут использовать для своей работы. От него не нужно отказываться. Но нужно понимать, что и власть, и, что более важно, члены профсоюза в качестве аргумента в переговорах и в качестве рычага влияния - плохо это или хорошо - готовы воспринимать публичные методы ведения дискуссии. Включая протестные действия. Этот инструмент находится в числе методов работы, определенных законодательством. Как говорится, гласно, публично и без оружия. И что существенно - без попыток разрушить, подорвать государственные основы.

Но! Просто понять это - одно. А уметь использовать - совершенно другое. Ну, поняли мы, что демонстрации - это законно. Забастовки - сложно провести, но и это законно. Претензии к властным органам и работодателям - тоже легально. А что толку, если в структуре молодежь в большинстве своем не представляет себе ни технического процесса организации коллективных действий, ни реального формата жестких переговоров? Когда и то, и другое проходит при прямом противодействии либо власти, либо работодателя.

На днях, на встрече с председателями обкомов в Архангельске, меня спросили: ну это все понятно - а делать-то что? Ответ у меня получился немного банальный. Нужно понимать, что происходит, - без “шелухи” официозных СМИ. Нужно понимать, что главная проблема у нас не вне организации, а внутри. В том, что актив в большинстве своем не обучен реальной профсоюзной деятельности, а только формальным бюрократическим процедурам и метафизике социального партнерства. (А значит, надо учить.) В том, что на это нужны деньги. (А значит, надо менять схему распределения финансов.) В том, что - если проводить параллели с церковью - существенная часть профсоюзных “священников” не верит в профсоюзного “бога”, а лишь исполняет ритуал. (А значит, надо сравнить их слова с их практической работой.) И - осознав все это, принять несколько совершенно простых, технических решений. Для этого даже не нужен специальный съезд. Но вот сможем ли мы это сделать, будет видно в течение нового социально-трудового года, который (как мы предположили в начале) уже идет с 1 мая.

7
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Романова Анастасия Николаевна
21:07 от 06.05.2019
Цитата:
В том, что - если проводить параллели с церковью - существенная часть профсоюзных “священников” не верит в профсоюзного “бога”, а лишь исполняет ритуал.

Если желаете проводить параллели, то уместнее заметить следующие принципиальные моменты:
В церкви на каждой Литургии прихожане все вместе произносят Символ веры и далее так же вместе молитву Отче наш.
Если бы перед каждым собранием члены профсоюза произносили уставные права, а на каждом заседании профкома председатель напоминал присутствующим уставные принципы, то эффективность организаций моментально бы возросла.
Виталий1
13:25 от 06.05.2019
"Кое-где" появляются неслучайно. Они обоснованы, как верно подмечено "динамикой событий". Думается, что она (динамика) определяется не столько "скептическим прищуром" (который имеет место вообще всегда), сколько ростом обыкновенного страха (и перестраховки как следствия этого страха, и адекватных реакций "обкомов" на властную неадекватность) местных властей за собственную шкуру. И центр, которого боятся местные власти, все более заболевает точно по этой же причине, понимая свои грехи, за которые так или иначе придется отвечать.
Что касается сложностей ответа на вопрос "А ДЕЛАТЬ-ТО ЧТО" (профсоюзам), то на него будут появляться внятные ответы (кроме практики малых дел и мы, мол, сами виноваты - плохо работаем) по мере "властного выздоровления".
Александр Жданов
00:10 от 06.05.2019
Касательно обучения хотелось бы высказать одно наблюдение: как правило, обучение профактива имеет очень низкий КПД для профорганизации.
Причин тому несколько:
1. На обучение иногда посылают не того, кого надо учить, а профсоюзного активиста в качестве награды за какое-либо достижение. Соответственно полученный навык такой активист применять не будет.
2. Результат учебы зависит от целей руководства профорганизации. Если обучение проведено для галочки, то полученные профактивистами навыки в масштабах организации применены не будут. А возможно и под соусом "у нас другая специфика" в итоге будут отвергнуты. Максимум отдельные активисты будут применять в своей работе на местах.

Учитывая, что сама по себе профсоюзная структура очень и очень инертна (во многом благодаря пустившим корни руководителям) изменений в работе профсоюзов даже после тотального обучения не произойдет. Собственно это можно заметить и читая "Солидарность" на сайте за последние 2-3 года. Во многих статьях и обсуждениях к ним поднимались важные вопросы, звучали конкретные предложения и технологии работы. А в итоге что? Обсудили на сайте и дальше занялись своими делами: кто работу работать, кто с социальным партнером в игры играть кто еще чего... А даже если и принимается решение (например, провести Год информации), то на это решение большинство профсоюзов кладут болт или занимаются отчетами о том, как у них все хорошо (имитация бурной деятельности).
Александр Шершуков
09:10 от 06.05.2019
Александр, несколько нюансов.
Вы совершенно правы в том, что само по себе обучение проблемы не решает. Поэтому обучение должно идти в связке с кадрами, молодежью, финансами и оргработой. И пониманием - для чего это обучение нужно.
А что касается сайта и обсуждения, то нужно понимать, что решения не принимаются обсуждением на сайте. И даже чтобы эти предложения были услышаны, нужно нечто большее, чем просто фраза на сайте. Если кроме этой фразы автор не собирается ничего делать - значит он просто болтун.
И насчет "года информации". Вы неправы вот по какой линии. Часть действительно положила болт. Эта часть была поименно озвучена в специальном документе на Исполкоме ФНПР. То, что по итогам "болта" не было сделано оргвыводов - вопрос к федеративной структуре ФНПР, которая... ограничивает вмешательство Федерации во внутренние решения профсоюза. Но кроме организаций с "болтом" было много других. Для которых "Год информации" стал стимулом для оценки своей структуры и действий. И кстати отчетность по нему была не в формате "все хорошо", а в ревизии и присланных списках своих информресурсов, оценке организаций по соответствию группе параметров.
Романова Анастасия Николаевна
11:49 от 09.05.2019
Две цитаты
Цитата:
профсоюзная структура очень и очень инертна (во многом благодаря пустившим корни руководителям) изменений в работе профсоюзов даже после тотального обучения не произойдет.
Обсудили на сайте и дальше занялись своими делами: кто работу работать, кто с социальным партнером в игры играть

С первой полностью согласна. Мы работаем работу и платим взносы, на которые играют в игры те, кто укоренился и паразитирует на идее солидарности, к реализации которой по сути не причастны.
Например, предприятие заставлено профсоюзными стендами, а обратиться за реальной помощью в случае нарушения трудового законодательства некуда. Вместо системной работы профсоюза за права работников - театр перевоплощения профактива в помощников администрации. Происходит как в подзаголовке статьи газеты Солидарность: "Системные ошибки правительства. Профсоюзы недовольны..." Вместо действий - наши выборные аристократы "выражают недовольство".
Цитата:
Если кроме этой фразы автор не собирается ничего делать - значит он просто болтун.

Кто вообще обязан оснастить профактив методиками действий в защиту прав работников? Пока председатель ППО посылает недовольных со своими претензиями к руководителю производства, что тут можно поделать?
Евгений Ланбин
17:27 от 08.05.2019
Нюанс можно повернуть по другому. Что профсоюзы (наличие или отсутствие присутствия на предприятии) не являются панацеей.

А теперь неприлично личный вопрос. В ФНПР назревают кадровые перемены? В частности, замена несменяемого лидера на более молодого и энергичного лидера? Или хотя бы будет осуществлена попытка замены? Или у меня чуйка не работает?
Евгений Ланбин
10:37 от 04.05.2019
Наверно оно так и есть, ..."что главная проблема у нас не вне организации, а внутри. "...
Но самое забавное это профсоюзный официоз по поводу 1мая. - "Праздник весны и труда" "Праздничные колонны" " Во главе праздничной колонны" " Вышли под лозунгами" и где то там в конце или между строк - ТРЕБОВАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ.

Так вот о ТРЕБОВАНИЯХ ПРОФСОЮЗОВ РФ на 1мая , что профсоюзы РФ , именно вышли с требованиями ( однозначно - без всяких там праздников, социального партнёрства и прочей шелухи) я узнал из Euronews. Да показали лозунги, да дали нормально выступить и высказаться руководителю московских профсоюзов, да показали национальные флаги, флаги ФНПР, флаги профсоюзной партии Союз труда. Воспримется однозначно.
Местный официоз по данному мероприятию воспринимается не столь однозначно. Конкретно нужно определиться 1мая это что ? Праздник или начало борьбы за права трудящихся на текущий профсоюзный год?

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика