В начале прошлого века, что называется “при царе”, у социал-демократов было два течения: ликвидаторы (только легальные формы борьбы через Думу) и отзовисты (только нелегальщина). Примерно то же самое сейчас имеет место во внутрипрофсоюзном обсуждении перспектив дальнейшей работы. Одни делают упор на том, что “надо непременно договариваться с властью, бизнесом (нужное подчеркнуть)”, другие говорят, что “нас не слушают, а делают что хотят”. И те и другие - в чем-то правы и в чем-то неправы.
Первая часть публикации - в "Солидарности" № 15, 2019
Что значит договариваться? Это значит рассмотреть козыри противоположной стороны и сравнить их со своими. Договариваться с позиции слабого - значит соглашаться на некоторые неприятные вещи, пытаясь, если получится, минимизировать ущерб. Договариваться с позиции силы - значит быть готовым продавливать решения, неприятные для соперника. Но в итоге - будет ли явный конфликт или будет неявное перетягивание одеяла на себя - мирный договор будет подписан. На чьих условиях? На условиях того, кто сильнее.
Длительное время профсоюзное участие в трехсторонних структурах, Общественной палате, иных согласительных органах выстраивалось как тот главный козырь, который если не перевесит, то уравновесит властную вертикаль или деньги бизнеса. Прошлый год все показал. Как представительная площадка для заявлений - эти структуры работают. Как бюрократический инструмент, тормозящий принятие антисоциальных решений или корректирующий их, - иногда работают. Если, конечно, “с той стороны” нет политической воли на продавливание решений любой ценой. Ситуация с пенсионной реформой рассеяла “согласительные иллюзии”. Никакая логическая аргументация, никакие формальные согласительные механизмы, никакая готовность к конструктивному сотрудничеству - ничто не выступило ограничителем для продавливания антисоциального решения.
Но! Дело не в том, чтобы наплевать на отстроенные с огромным трудом трехсторонние институты. А в том, чтобы осознать их недостаточность для возможного противодействия. И понять, чем их дополнить.
Как ни странно, на словах все довольно просто. Единая организационная структура, действующая солидарно. Готовая к публичным акциям. Обладающая активом, знающим, как их проводить, и умеющим это делать. Мотивированная на защиту прав членов профсоюзов (а не на абстрактные “общетрудовые ценности”). Использующая для этого консолидированные финансы - так, чтобы цель этой консолидации была ясна и понятна членам профсоюза.
Все перечисленные желаемые признаки находятся не вне профсоюзов, а внутри них. Более того, я считаю, что добиваться перечисленного нужно не рассчитывая на внешнее законодательное регулирование (как дали, так и отнимут), а через тяжелейший процесс внутренних перемен. А в этих переменах одно связано с другим.
Не может быть убедительного агитпропа без денег (а деньги - в первичках). Не может быть единых акций без обучения проведению этих акций, без “тренировок Солидарности”. Не может быть изменения финансовых потоков без содержательной и подчеркнуто демонстрируемой пользы от этих изменений для всей структуры и членов профсоюзов. Не может быть эффективной структуры без современных и убежденных в своей правоте кадров, с равной готовностью переходящих от круглого стола с аргументами - на улицу с пикетами (ау, Год профсоюзного образования!). Невозможно достижение цели без планирования своей деятельности, с показателями, на которые мы хотим выйти, - что по членству, что по финансам, что по кадровой политике, что по оргработе.
Это идеальный мир для профсоюзов? Нет. Это то, что российское профсоюзное движение может взять для себя как позитивный ориентир на перспективу. Держать его в уме и принимать конкретные решения, исходя из того, приближают ли эти решения такое будущее или отдаляют его. Если подходить с таким критерием к любому профсоюзному участию - что в комиссиях, что в пикетах, что в выборах, - все станет гораздо понятнее.
Возможно ли это? Возможно. Готовы ли мы к такому формату работы?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Аргументы могут усилить позицию, в то время как козыри могут оказаться иллюзорными.
Договариваться с позиции силы - значит быть готовым продавливать решения, неприятные для соперника. Но в итоге - будет ли явный конфликт или будет неявное перетягивание одеяла на себя - мирный договор будет подписан. На чьих условиях? На условиях того, кто сильнее.
Так ли?
Работники, не получившие премию по итогам года, инициировали обсуждение предложения об изменениях в положение о премировании по результатам деятельности предприятия. Обратились к профсоюзному представителю. Тот незамедлительно слил проблему руководству. Типа: вот, жалуются.
Как на эти методы реагировать тем, кто хотел изменений? Они станут отзовистами или ликвидаторами? Ликвидаторами.
Вопрос: что должен предпринять профактив, чтобы породить отзовистов?
По факту получается, что даже если эти идеи дойдут до руководителей ФНПР, отраслевых профсоюзов в этом году, то реализовано все будет только через 2-3 года. Если от профсоюзов еще что-то серьезное останется.
А потом, профсоюзы ведь это не руководство, а рядовые члены, которые оценивают профсоюзы по двум пунктам: деятельность собственной первички и деятельность официальных профбоссов, типа Шмакова и Исаева. И пока ситуация печальна с народным доверием.
Сейчас уже сомнение вызывает даже заголовок.
Приоритет-то у нас один. Был, есть и будет - защита прав и интересов трудящихся. А методы, конечно, надо использовать те, которые наиболее эффективны именно в этот момент.
Социальное партнёрство - не приоритет, а инструмент. Не ценность само по себе, а средство достижения цели. Если средство не позволяет достичь цели, средство меняют. И это абсолютно нормальный процесс.
Например, как вариант, выход стороны профсоюзов из РТК или приостановка действия Генерального соглашения при попытке повысить пенсионный возраст - это тоже метод. Возможно, крайний, но метод.
Но мы же с такой любовью строили эти "домики", что они нам стали казаться не инструментами защиты прав трудящихся, а приоритетами нашей деятельности. Мы стали заложниками бывших успехов. Это иллюзия, от которой надо бы избавляться. Время изменилось, и мы должны меняться вместе с ним.
Читаю, как написано:
Дело -
1. наплевать (на институты)
2. осознать
2. понять
3. дополнить
"Баба-яга против" Вашего предложения
встречной предложение - заняться качественным исполнением таких букв:
2. Федерация взаимодействует с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с объединениями работодателей, политическими партиями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
16. Сотрудничает и оказывает содействие членским организациям в налаживании контактов с зарубежными и международными профсоюзными объединениями, Международной организацией труда, другими специализированными учреждениями ООН и международными организациями, занимающимися социально-экономическими и гуманитарными вопросами.
17. Добивается ратификации Российской Федерацией международных договоров, конвенций по трудовым отношениям, гражданским правам, социально-экономическим и другим вопросам, законодательного закрепления и реализации общепризнанных принципов и норм международного права.
Внешние, соцпартнерские условия, в которых действует ФНПР, уже давно стали гибридными. Если для кого-то этот факт явл. нежелательным открытием, то пусть продолжает игру в невинность, многослойно рассуждая о нашей, якобы, соглашательской и пассивной профсоюзной практике, якобы, по вине "верхов" - мало толку от хорошей мины при плохой игре.
И совершенно верно, что у нас полно резервов внутрипрофсоюзной работы, зависящей исключительно от нас самих. Что до сих пор эта работа структурно, содержательно, а главное, финансово не выстроена из-за формализма, "обоснованной" лени и обыкновенного неумения. Как говорится, рано встала, да мало спряла.
На мой взгляд. сам формат работы очерчен весьма приблизительно. Я бы сказал, пунктирно очерчен его идеологический контур. Ну вот тренировки Солидарности как будут проходить?
[QUOTEДело не в том, чтобы наплевать на отстроенные с огромным трудом трехсторонние институты. А в том, чтобы осознать их недостаточность для возможного противодействия. И понять, чем их дополнить.][/QUOTE]
Тоже формулировка неточная. То. на что плюют, в принципе дополнять нечем и незачем. Надо делать так, чтобы не могли плевать. А дополнять не сами эти институты, а наряду с ними развивать другие формы противодействия антисоциальным инициативам.
Кроме того, крайне важно просто держать своё слово. Сказали: правительство в отставку - надо было добиваться. В самом деле, сколько можно уже "терпилами" выступать? Ну падает же авторитет в целом у профсоюзов после громких заявлений и пшика на выходе.
Мне знакомый журналист, бывший однокурсник, когда я начал говорить что у нас 300 тыс членов профсоюзов, улыбнулся и сказал: Это же мёртвые души. И обидно стало и возразить убедительно не получилось.
Если помечтать, то хорошо бы в масштабах России провести акцию "Я - в профсоюзе!". Чтобы каждый, кто считает себя членом профсоюза, разделяет наши принципы надел бы значок или другую атрибутику с этими словами. Чтобы сразу было видно, где у нас живые люди, а где дремлющий неликвид, который стыдиться своего членства в профсоюзе.
Такие акции теоретически можно было бы проводить хотя бы два раза в год: 1 мая и 7 октября.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно