Top.Mail.Ru
Александр Шершуков
18

Овладевшие факсом

Александр Шершуков
Главный редактор

В каждом историческом периоде - что в России, что за границей - были специальные люди, которые вели себя и выглядели так, как будто они принадлежат давно ушедшему времени. Ну, то есть проспали в какой-то пещере 50 лет, вышли наружу. И по их отдельным устаревшим словам, по манерам, по неумению, по непониманию современных технологий и способов общения - сразу видно: люди другого времени.

Это, кстати, не всегда плохо. Скажем, стиль поведения классической русской интеллигенции, где и когда ее представители нам встречаются, несмотря на - к сожалению - несовременность, выглядит всегда достойно. Или группа “Браво”, использовавшая образ стиляг из 60-х годов, - это отсылка к истории культуры, ретро-стиль. Плохо это становится тогда, когда несовременность становится демонстративно местечковой.

Сегодня любой руководитель, претендующий на то, чтобы его слушали и за ним шли, чтобы люди представляли его в своем будущем, не может себе позволить в стиле “дикого помещика” из времен Салтыкова-Щедрина быть косноязычным, быть техническим неумехой, не иметь представления о том, что занимает интересы людей - как бытовые, так и рабочие. Равно как и не имеет права игнорировать эти представления. Он не может себе позволить не учиться, считая, что достиг высшей точки человеческих знаний и умений. Он не только понимает, кто его союзники и противники, но и стремится обыграть последних не одним лишь личным “кабинетным” влиянием или “силовым” способом (понимай под ним хоть ОМОН, хоть забастовку), а - за счет повышения качества и усиления своей организации в целом.

Потому что время изменилось. “Малиновые пиджаки” покинули нас как анахронизм. Даже современные бюрократы, которых за неведомые заслуги кличут “технократами”, выглядят культурнее, чем прошлая чреда бюрократов, да и ведут себя с большей оглядкой на народные массы, чем еще лет пять назад. И формируют свой образ, высказываясь не только с высокой трибуны или через пресс-службу, но и самостоятельно ведя свою страницу в соцсети. Потому что таковы ожидания населения.

И вот тут мы переходим к профсоюзам… Казалось бы, самое время посыпать голову пеплом, раскаяться в неумениях и пр. Но в нашем случае дело не в отдельных технических неумелостях. Вот, например, председатель профобъединения Оренбургской области Ярослав Чирков ведет хорошую страницу в “Фейсбуке”, представляя и себя, и работу профсоюзов. Хорошо это? Супер! Проблема только в том, что готовность соответствовать сегодняшнему уровню требований к профсоюзному руководителю остается фактом его личной биографии.

В чем разница? Одно дело, когда в структуре обозначен “образовательно-технологический МРОТ” для профлидера, профактивиста, и ниже этого уровня опускаться нельзя - просто стыдно. И другое, когда лидер и активист самостоятельно, на свой страх и риск, учатся новому, внедряют новое, в то время как многие вокруг ничему не учатся, выглядят как лешие и домовые - и при этом никаких терзаний не испытывают, даже сами в состоянии терзать других.

Все, о чем я говорю, - это о необходимости смены культурно-технологической платформы, основы которой остались в российских профсоюзах еще от советских. Длительное время это было нормально. В конечном счете, именно в те времена профсоюзы (кстати, наряду с тогдашними, современными им коммерческими фирмами) освоили факс - передовую для середины 80-х технологию передачи информации на расстояние. А теперь зададимся вопросом: многие ли профорганизации используют сегодня “облачные” технологии работы с данными? Скажут: “Нам и этого хватает”? Так в свое время кострами сигналы подавали…

Дело не в отдельном “облаке” или факсе. Дело в готовности меняться в соответствии с требованиями времени. И в рамках большой организации эту задачу нельзя решить усилиями отдельных энтузиастов. Нужна современная, централизованная, комплексная программа переобучения профсоюзного актива. Переобучения организационно-управленческого (хватит уже махать пирамидой Маслоу!), мотивационного и технологического. Нужна программа, связанная и с возможным кадровым ростом, и с воспитанием лидеров в духе профсоюзных ценностей. Без нее мы продолжим погружаться в суматоху сиюминутных тактических решений, отставая от тех, с кем должны соревноваться как минимум - или бороться как максимум.

18
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Александр Жданов
21:41 от 26.04.2019
Полностью согласен с высказываниями Михаила и Евгения.
Обсуждаемая тема очень не нова! Еще в 2007 году на обучении в ЗУМЦ нам говорили, что в деле распространения информации необходимо переходить в "цифровое пространство" - в интернет. Я тогда почти 2 года уговаривал руководство ППО создать сайт первички - не уговорил. Создал сам, тайком, наполнил информацией и только потом показал. Правда руководитель отказался переименовывать сайт с "Неофициального сайта ППО" в официальный... Так и был сайт почти 10 лет "как бы не сайтом первички, а просто похожим на него". И постоянно я слышал только одно - надо распространять информацию устно или через стенды. А в последнее время руководство ППО даже стало некоторые данные "засекречивать", например, годовой финансовый отчет, потому что там была интересная статья - зарплата работников ППО. Люди то в итоге все равно узнавали у кого какая зарплата, но отсутствие открытости и прозрачности вызывало негатив в отношении ППО и профсоюза. Со временем была "убита" или "подорвана" инициативность снизу. То есть можно делать только то, что не идет в разрез с политикой руководства ППО. Это привело к тому, что простые члены профсоюза "отделили" себя от профактивистов. В итоге, работники ППО - это профсоюз, председатель цехового комитета - профсоюз, иногда профгруппорг - это профсоюз, а простой член профсоюза - это так, винтик, пешечка, дойная корова (по мнению некоторых). Соответственно люди пришли к мысли: "мы платим взносы, чтобы профсоюз нас защищал. Ты - профсоюз, иди защищай". Максимум на что простой член профсоюза стал способен - это написать обращение. Но ни в коем разе не пойти против руководства организации. На настоящий момент в этой первичке численность членов профсоюза упала за год с 53% до 33%. В первую очередь "благодаря" активной антипрофсоюзной работе администрации предприятия. Мне даже стало интересно, и я узнал, что руководитель, занимающийся развалом профсоюза еженедельно отслеживает численность профорганизации, и ищет тех работников (в первую очередь руководителей), которые еще состоят в ней и, соответственно, требует чтобы люди вышли из профсоюза. Более того, на предприятии создается альтернативный молодежный совет, не связанный с профсоюзом. На его функционирование запланированы огромные средства с одной лишь целью - чтобы в молодежной политике, молодежных мероприятиях больше не встречалось слова "профсоюз".
А что ППО? А ППО пишет письма с просьбой помочь в вышестоящие профсоюзные структуры. А что структуры? Молчат. Может и ответят, но врядли это чем-то поможет, потому что переписка будет вестись месяцами, а противник (администрация завода) работает по неделям.
На предложения о создании альтернативного стендам источника информации (мобильное приложение, группа в соцсетях) один из руководителей ППО ответил скептически.
И что мы имеем в итоге?
ППО, которая работает по старинке, не отслеживая современные тренды в информационной и пропагандисткой работе, которая пытается уживаться в рамках соцпартнерства, которая боится прямого противостояния с работодателем проигрывает, серьезно проигрывает! А кому?
Проигрывает работодателю, который поставил цель, нарисовал дорожную карту для достижения этой цели, использует современные и оправданные методы информационного воздействия на работников с целью принизить роль ППО, работодателю, который работает на основе сухих цифр (четких и однозначных KPI) и который готов рискнуть и пойти на мелкие нарушения ТК ради своих целей.
Кто победит? Ответ на мой взгляд очевиден и можно только отсрочить гибель ППО, которая более 20 лет назад была способна вывести несколько тысяч заводчан на улицы города с перекрытием основных магистралей, а сейчас не может даже на первомай собрать и полусотни человек...
В этой ситуации я вижу только два варианта действия (один не отменяет другой):
1. Переход к открытому противостоянию, с публичными заявлениями, действиями против работодателя (когда он нарушает или пытается нарушить права трудящихся) и т.д.
2. Открытое информирование о состоянии дел в ППО. Предание широкой огласке действий работодателя, просьбы о помощи не только юристов ЦК, но и солидарной помощи от остальных первичек профсоюза со всей страны. Регулярное освещение противостояния в СМИ.

ЗЫ: Приношу извинения за оффтоп, так получилось улыбка
ЗЗЫ: Я более 12 лет состоял в профсоюзе из них лет 10 был профактивистом различных уровней, мне просто обидно наблюдать, как гибнет первичка, даже не смотря на все те "терки" которые у меня были с руководителями ППО последние несколько лет. Я обращаюсь к Александру Шершукову с просьбой осветить данный "тихий" конфликт на страницах "Солидарности" (если руководство ППО согласится) и, возможно, начать акцию солидарности в поддержку ППО.
Ну а если руководство ППО откажется - что ж, сами себе злобные буратины...
Виталий1
11:11 от 29.04.2019
Этот комментарий видится мне как вступление к некоей ( сегодня абстрактной) кадровой методичке для обкомов и ППО. По данному честному и убедительному рассказу нетрудно увидеть продолжение: к сожалению, ни один из предложенных Александром Ждановым вариантов не пройдет в силу устоявшегося здесь организационно-кадрового застоя, в основном зависящего от личности председателя ППО. Повлиять на этот застой сегодня некому, т.к. "старший брат"-обком в условиях антипрофсоюзной активности работодателя противостоять ему тоже неспособен.
Вообще, если идти "снизу", то ключевая структурная фигура у нас - это ППО (работа с членами профсоюза + финансы). Если же идти "сверху" (что по существу ближе к делу), то ключевая структурная фигура - безусловно обком. И исходная кадровая схема:
ПЕРВИЧКА - выборы достойного руководителя, обладающего набором необходимых личных качеств, с прямым участием и по согласованию с обкомом;
ОБКОМ - наличие профессиональных работников, мотивированных и способных влиять на положение дел в первичках;
ЦЕНТРЫ (ОП и ТООП) - качество кадров здесь в прямой зависимости от качества кадров нижестоящих структур.
Романова Анастасия Николаевна
06:51 от 30.04.2019
Прошу Вас конкретизировать необходимые личные качества достойного руководителя ППО.
Виталий1
10:27 от 30.04.2019
Если без деклараций, то достаточно красноречивый ответ на ваш вопрос в первом комментарии к данному монологу. Более качественный ответ может дать только Александр Боданин по личности своего председателя, недавно "отошедшего от дел" и являющегося одной из самых видных фигур в современной профсоюзной корпорации.
Романова Анастасия Николаевна
22:02 от 30.04.2019
Я не поняла вашего ответа. Прошу конкретизировать или процитировать те слова, которые Вы считаете ответом на мой вопрос.
Элитарность и прочие неопределенные характеристики я не могу считать конкретным личным качеством.
Конкретное, например:
открытый-недоступный,
общительный-замкнутый,
отзывчивый-равнодушный,
восприимчивый к критике - лютый и мстительный,
демократичный-авторитарный.
Выберите из перечисленного.
Александр Шершуков
21:52 от 26.04.2019
Напишите мне, пожалуйста, на почту чуть более подробно. Адреса-пароли...
Евгений Ланбин
14:13 от 25.04.2019
Какие факсы!? Вы вообще о чем!? из уст в уста , устное профсоюзное творчество. Или как - "ходить по коллективам и уговаривать и агитировать за профсоюз" Это примерный постулат из предвыборной речи нашего только что избранного председателя ППО. Вот по этому я голосовал за другого кандидата и могу предположить , что за другого голосовали непричастные к проф. активу кандидаты (персоналии не зараженные традиционной профсоюзной идеологией и вообще никакой профсоюзной идеологией )
Романова Анастасия Николаевна
20:47 от 25.04.2019
Цитата:
Какие факсы!? Вы вообще о чем!?

отглагольное существительное во множественном числе, определяющее род деятельности (например). невинныйгордый
Александр Шершуков
18:44 от 25.04.2019
Ничего порочного в том, чтобы лично общаться с работниками не вижу.
Чаще бывает, когда проф.начальник запирается в кабинете и людей по праздникам видит.
Другое дело, что и личному общению нужно учиться. Не пытаться выехать на таланте (явном или мнимом).

...не сочтите за личный выпад, Евгений, но у вас какая-то негативная фиксация имеет место. Как в анекдоте, где мужик приходит к врачу, тычет в разные части тела пальцем и всюду у него болит. А на самом деле - сам палец сломан...
Евгений Ланбин
20:09 от 25.04.2019
Я не буду спорить. Посмотрим сколько раз за три года свершится сие чудо.
Посчитаем по пальцам 1994 год - да приходил вместе с главным механиком комбината уговаривал прекратить стихийную забастовку и начать переговорный процесс.
1999 год - приходил зам председателя ППО - было плановое посещение структурных подразделений.

2009 да, приходили по моему приглашению.
Ну вот как то так.
А вот палец реально болит - в прошлом году рельсом расплющил.
Артем Шишков
19:49 от 25.04.2019
Согласен, по-моему общения с работниками как-раз не хватает. А вот бюрократии завались. Если мне отвечать на все письма от разных профструктур, и еще что-то по ним делать (уточню, по письмам, которые никак не влияют на положение работников и членство), то я не буду вылазить из кабинета. А по поводу факсов и технологий, думаю, это просто вопрос смены поколений. А программа нужна такая, конечно.
Махнев Михаил
06:05 от 25.04.2019
Цитата:
Задета тема чрезвычайной важности и болезненности


Во-первых, не задета тема, а обсуждается проблема.
Во-вторых, её чрезмерная болезненность возникнет только у тех, кто не хочет или не способен учиться и меняться.

Цитата:
В профсоюзах "старшим братом" должны-таки становиться (уставно и по делу) вышестоящие структуры (и представители), во главе которых должны стоять безусловно элитарные люди.


Сама концепция, что должны быть "старшие братья" порочна. Генсовет ФНПР в большей своей части - руководители ЦК и ТОПП, руководителями ТООП и ЦК становятся руководители обкомов. Они же являются большинством на съезде. И кто кому старший?

И, главное, причём тут проблема, заявленная А.В.Шершуковым? В рамках этой темы и председатель первички, и активист молодёжного совета может за пояс заткнуть самых уважаемых "старших братьев"

Мериться старшинством и элитарностью - самое непродуктивное занятие, если речь идёт об общей проблеме, характерной для любого уровня профсоюзной структуры.
Впрочем, что меня удивляет в вашем посте... Пора бы уже привыкнуть.
Боданин Александр
07:15 от 25.04.2019
+
Виталий1
11:33 от 24.04.2019
Задета тема чрезвычайной важности и болезненности, тема "культурно-технологической платформы" и интеллигентности профлидеров, часть из которых сегодня "выглядят как лешие и домовые" (дожили!). Сразу отчетливо вспомнились профлидеры советского времени. Как правило, это были отборные люди, начиная с первичек, пользующиеся безусловным уважением (а иногда и больше) в массе коллектива. А начиная с уровня обкома - люди элитарные по многим параметрам, на уровне ЦК профсоюзов - вообще почти небожители.
В чем тут дело? Как плохо или не плохо не относись к совку, но наше производственное общество привыкло к уходу и присмотру со стороны "старшего брата", которым были в основном парторганизации. И профлидерами выбирались действительно достойные люди по оценке "наш председатель - самый знающий, самый хороший, самый справедливый и говорит хорошо". Сегодня, при новом строе, люди оказались неготовыми к "западной самостоятельности". Им нужно помогать. "Старший брат" сегодня востребован людьми, которые голосуют "за Сталина" именно по причине недоверия и неуважения к элите. Кадровая деградация, и не только в профсоюзах, налицо.
Начинать работать с кадрами структурно никогда не поздно. В профсоюзах "старшим братом" должны-таки становиться (уставно и по делу) вышестоящие структуры (и представители), во главе которых должны стоять безусловно элитарные люди. Недаром по-народному "встречают по одежке..."
Боданин Александр
12:23 от 24.04.2019
Уж не предлагаете ли вы профсоюзному сообществу обратиться к старшим товарищам из пусть хоть и не единственной, но на данном этапе всемогущей политической партии "Единая Россия", учитывая при этом, что значительная часть профсоюзных лидеров высокого ранга уже сейчас признаны этой партией "самыми знающими, самыми хорошими, самыми справедливыми и говорят они очень даже хорошо хорошо, хоть о необходимости пенсионной реформы, хоть невозможности двукратного повышения МРОТ.
Евгений Ланбин
11:55 от 28.04.2019
Можно посмотреть на проблему под другим углом. 1. Существует мнение , что профсоюзы у нас настолько идеальные , что не требуют изменений и улучшений. 2. Вытекает из первого. Любые разговоры о реформировании профсоюзов рассматриваются как нападки на профсоюзы, вмешательство в профсоюзную деятельность … и т.п.
3. Все изменение предлагается решать переизбранием руководителя проф. организации. Смена неэффективного на способного улучшить работу профсоюза.

Теперь обратимся к опыту ближайших социальных партнеров (работодателей). Вы прекрасно знаете сколько запущено на Евразе программ улучшений. Один из критериев эффективности программ - вовлеченность персонала. Почем бы не пучиться у работодателей и не разработать свои программы улучшений по их образу и подобию?

Можно поговорить о профсоюзных коммуникациях в некотором сравнении с работодателями. Но не вижу смысла. Во первых счет не в пользу профсоюзов. Во вторых - есть две классические отмазки профсоюзников 1. Де работодатели лучше организованы. 2. Де у них денег больше.

Это два железных аргумента ничего не делать ( заниматься улучшениями, разрабатывать и внедрять инструменты улучшений) . По этому путь один - классика жанра - ждать очередного спасителя в виде руководителя проф. структуры.
Виталий1
15:36 от 24.04.2019
Да, на том историческом этапе профсоюзы (вместе со всей страной) работали, и работали неплохо, под руководством КПСС - благополучно почившей и слава богу. Но при этом работа с кадрами была системной, и кадры были в основном достойные, а не в порядке исключения, как сейчас. При чем здесь ваша "ЕР" - непонятно. Вообще, не буди лихо, пока оно тихо. Разговор-то о другом.
Махнев Михаил
06:10 от 25.04.2019
Цитата:
Но при этом работа с кадрами была системной, и кадры были в основном достойные


Если они были достойные, то в чём проблема? Выбрать было сложно из достойных достойнейших?

Работа с кадрами всегда должна быть системной. Провал в кадровой политике - прямой путь к исчезновению организации. И именно это произошло с КПСС. И неплохо бы чему-то научиться на примере судьбы "старших братьев"
Лихо будить не надо, но и тихо дремать в любимом болотце тоже не следует

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика