На протяжении всей своей истории профсоюзы строились на принципах солидарности, то есть на активной поддержке своих товарищей и, соответственно, их ответной поддержке. Причем проявление солидарности не ограничивалось лично знакомыми, а простиралось шире: все те, кто заявляет себя как член профсоюза, рассматривались как “наши”, “свои”. Независимо от того, в какой стране или отрасли он трудится. Формы проявления этой солидарности также были различны. Но важно понять их суть: все формы проявления солидарной поддержки были направлены либо на усиление своих товарищей - в финансовом, организационном и эмоциональном смыслах, либо на аналогичное ослабление противников.
При этом был важен контекст поддержки. Глупо называть солидарностью то, что реальной поддержкой не является, а лишь ее симулирует. Когда в 80-х годах советские профсоюзы деньгами поддерживали против Маргарет Тэтчер своих британских бастующих коллег-угольщиков, это была реальная солидарность, потому что полученные деньги позволяли продолжить профильную деятельность. Но сказать то же самое про митинги в том же СССР, которые шли под лозунгами “свободу Анджеле Дэвис”, сложновато. Поскольку реально помочь Анджеле Дэвис они не могли. Хотя… Хотя на общественное сознание в СССР определенно влияли. То же самое относится к письмам протеста или поддержки. Можно спорить о степенях эффективности тех методов проявления солидарности, но на тот момент ничего другого нам предложить не могли. Важно еще и то, что и в СССР, и за рубежом был велик охват членов профсоюзов организованным и самостоятельным проявлением солидарности. В данном случае - число имело значение.
За последние 20 лет формы коммуникации людей и организаций существенно изменились. Наряду с традиционными методами проявления солидарности интернет породил новую и огромную по масштабам коммуникационную среду. Люди в ней, по сути, живут в бестелесной (пока что) оболочке, сохраняя все те же эмоции, интересы, желания, которые свойственны им “во плоти”.
А что профсоюзы? С одной стороны, как организации они пытаются соответствовать “новым временам”, создавая (с разной долей успеха) сайты, группы в соцсетях, публикуя там свои материалы (разного качества), проводя кампании солидарности, участвуя в интернет-голосованиях. Но чего у нас пока что не возникло, так это минимально оформленного и организованного движения профсоюзных интернет-активистов. Получается, что свое присутствие в интернете - на сайтах, в соцсетях - наши активисты рассматривают как факт своей личной биографии. Никак не связывая свое участие в интернет-полемике даже на социальные или экономические темы со своим профсоюзным членством. Не артикулируя свою причастность, свою принадлежность к организации.
Такая пассивность и закрытость проявляется не только в высказывании мнения, публично принадлежащего профактивисту. Дело еще и в том, что наш актив (да и многие руководители) гораздо охотнее ставит лайки котикам и делает репосты анекдотов, чем распространяет и поддерживает профсоюзные посты в соцсетях. Редкая наша публикация долетит до 50 перепостов или наберет больше 200 лайков. И, несмотря на кажущуюся легковесность формулировки, надо прямо сказать, что это - проблема для позитивного профсоюзного имиджа, для надежной репутации профсоюза.
Частично это связано с тем, что многие материалы, которые организации распространяют в интернете, выполнены в ярко выраженных бюрократических тонах. Но далеко не все. А это значит, что такую проблему нужно зафиксировать и предложить модель “активизации интернет-актива” профсоюзов. Будет ли это сообщество, выполняющее функцию интернет-поддержки профсоюзов, оформлено в виде сети со своими способами поощрения и пр.? Пока это предположения. Но если есть проблема - она должна быть разрешена. И возможности у нас для этого есть.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Мною подмечена одна особенность: лидеры крупных территориальных организаций, подкрепляющие своё мнение своим высоким положением в профсоюзной иерархии демонстрируют убеждения, которые противоречат действующему законодательству.
Так например, руководитель территориального объединения профсоюзов Илья Косенков:
То есть руководитель территориального объединения профсоюзов не понимает, что Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан (Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ ), действующее на принципах свободы и законности, а эти принципы никак не противоречат справедливости.
Поясню свою мысль:
Для того, чтобы профсоюзный комитет осуществлял представительские функции он обязан организовать собрания, на которых в полном соответствии с принципами демократии и гласности, реализуя уставные права на критику и на представительство своих интересов каждый член профсоюза обязан присутствовать и может высказываться, а председательствующий на собрании должен учесть все предложения и поставить их на голосование, и все, чьи интересы представляет организация, должны участвовать в этом голосовании .
А если работник не является членом профсоюза, но вынужден платить при этом деньги за представительские функции, выполняемые профсоюзным комитетом, то он может оспорить через суд исполнение так называемых «представительских функций», поскольку никто не спросил его мнение, и, следовательно, никто кроме него самого не вправе представлять его интересы.
Другой пример мнения руководителя территориальной организации:
«Я уверен, что любой работающий человек обязан быть членом профсоюза, потому что любой человек в организации во всех отношениях более надёжен в труде, в дисциплине и в решении тех задач, которые стоят перед любым предприятием».
Берите не вооружение, но помните, что в «обязанность» и «право» – слова противоположного значения.
Конституция РФ Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
В двух примерах публичной "про-профсоюзной" позиции определяется нарушение конституционного права быть членом профсоюза, свободы не вступать в профсоюз и права на наличие частных законных интересов человека и гражданина.
"выдавливал из себя по капле раба" Хотя бы правильный (пусть и неприятный) диагноз поставил. А то у нас рабовладельцы сменились - место руководящей и направляющей (ст. 6 Конституции СССР) заняли банковские структуры. Результат налицо:
Потому что сила профсоюза, как мы знаем, в возможности организовать забастовку, которая прописана в законе о профсоюзах. Такой возможности, по закону, ни у какой другой общественной организации нет.
[QUOTE]Именно поэтому Причем проявление солидарности никак не связывалось с не ограничивалось лично знакомыми, а простиралось шире: все те, кто решительно действует заявляет себя , как член профсоюза, рассматривались как “наши”, “свои”. Независимо от того, в какой стране или отрасли он трудится.
Формы проявления этой солидарности также были различны. Но важно понять их суть: все формы проявления солидарной поддержки были направлены либо на усиление своих товарищей - в финансовом, организационном и эмоциональном смыслах, либо на аналогичное ослабление противников.
При этом был важен контекст поддержки. Глупо называть солидарностью то, что реальной поддержкой не является, а лишь ее симулирует. [QUOTE]
Забастовщики всегда очень сильно рискуют. В течение всего периода забастовки бастующие не получают заработную плату. На их место могут нанять людей с улицы, которых называют немецким уже совсем забытым словом «штрейхбрехер». Чаще всего в случае неудачи организаторы рабочего протеста будут уволены. Рабочие других предприятий, понимая, что в случае победы забастовщиков, уровень заработной платы поднимется во всей отрасли или в целом государстве, всячески поддерживали их, создавая забастовочные фонды солидарности. Примером поддержки работников других стран являются Конвенции Международной Организации Труда.
В тех коллективных договорах, за которые мы платим профсоюзные взносы, зачастую отсутствуют даже те позиции, о которых уже имеется договорённость в отраслевом соглашении, подписанном представителями профсоюза, объединения работодателей и государства. Профсоюзный лидер, который пересел в кресло председателя ППО с должности руководителя кадровой службы, действует в полном согласии с интересами работодателя. Он не то, что бастовать, даже судиться в интересах работника с работодателем не станет. Профактивисты подражают своим руководителям. И при этом ни профсоюзному руководителю, ни профактивистам не интересно и не нужно изучать историю и практику профсоюзной борьбы.
Что же осталось нам от идеи профсоюзной солидарности?
1. Встреча тов. Навального А. со своими сторонниками. Вся организация и коммуникации мероприятия построены на интернет ресурсах. Несмотря на студеную погоду (около - 18 …- 22 градуса) народу собралось … как на Первомай у профсоюзников может чутка побольше.
2. Первое мая . Ну как то не задалось у профсоюзников. Толи не разрешили, толи проходило в другом формате . Чего то не позвали проявить солидарность трудящихся ни в мировом, не другом масштабе.
3. День действий за достойный труд . Вот тут я выпал в осадок. Хотя и объявили , что будем бороться против пенсионной реформы, но закон был уже подписан гарантом конституции, которого поддерживали на выборах профсоюзные лидеры. Это у многих вызвало отторжение и непонимание - закон принят , что тут пузыри пускать (нету понятной позиции профсоюзов по этому поводу) .
Место проведения митинга тоже самое что у Навального - на отшибе города, на площади где ведётся реконструкция, твердое покрытие до грунта снято (хорошо что не было дождя , стояли бы в грязи) . Но а дальше по накатанному сценарию. Вступительная речь, политкорректная и обтекаемая лидера профсоюзов Кузбасса (так чтобы не обидеть социальный партнеров). Ораторы кто попроще - ну нормально так сказали . От создания полицейского государства до отставки экономического блока правительства... И завершавшая речь, вишенка на торте. Начал за здравие оратор - что власти города не уважают профсоюзы , загнали в самый край города . А закончил за упокой - "Путин помоги!!!" Финита ля комедия . Осталось только в ниц упасть или встать на колени, для пущей убедительности.
Народу было маловато (хотя была организована доставка людей автобусами) . Активисты и пламенные борцы за права рабочего люда были не в полном составе.
Какая может быть солидарность, если по одной теме имеем мнения от обтекаемо непонятные до готовности пасть в ниц? Нет категоричности оценки остроты момента. Так для галочки и имитации бурной деятельности?
Ну снова здравствуйте.
А профсоюзы - это конкретная организация для решения сегодняшне-экономических потребностей... в рамках законодательства, соцпартнерства, "возможно-разрешенных" форм и методов протестов и влияния. В том числе, развития "организованного движения интернет-активистов" с помощью воспитания, как минимум, профначальства и профработников в духе 8 съезда ФНПР.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно