Top.Mail.Ru
Александр Шершуков
5

Дорогие господа

Александр Шершуков
Главный редактор

В только что появившемся фильме “Дорогие товарищи” Андрея Кончаловского собственно трудовых конфликтов нет. Даже те, кто представляется нам главной движущей силой событий в Новочеркасске в 1962 году, - в первую очередь работники электровозостроительного завода - на экране выступают как иногда появляющаяся внешняя стихийная сила. Она может против чего-то выступить. Пройти в колоннах с флагами. Что-то разгромить (выведенная из себя). Ее могут расстрелять. Трудовой или, если шире, социальный конфликт, ставший причиной Новочеркасского расстрела, возникает в фильме лишь в разговорах почти всех его участников: повысили цены и снизили расценки. Это - причина. За пределами фильма остались и фраза директора, ставшая поводом (“Нет денег на мясо - ешьте пирожки с ливером”), и последствия для осужденных по новочеркасскому делу…

Так получилось, что с новочеркасской драмой я столкнулся дважды. Первый раз - в конце 80-х годов, когда к нашей группе “неформалов” - в большинстве своем студентов или выпускников - присоединился Петр Сиуда. Один из активных участников новочеркасских событий. Получивший 12 лет колонии и четыре года из них отсидевший. Сделавший делом жизни поиск истины о том, что случилось, и распространение этой истины. Включая поиск мест тайных захоронений. Присоединился к нам он в 1988 году. В нашем журнале “Община” были опубликованы его воспоминания. А в 1990 году он был, скорее всего, убит - там же, в Новочеркасске. Документы, бывшие при нем, пропали. Трактовка происходившего в 1962 году тогда вполне укладывалась в перечень преступных деяний прежней власти…

Прошло 20 с лишним лет после его гибели, и в 2012 году группа профсоюзных представителей, включая меня, поехала в Новочеркасск. Было 50 лет расстрелу. И вот в разговоре с новочеркасскими и ростовскими коллегами мне показалось, что события полувековой давности для них остались недалеко. И оценивают их там, где все это происходило, до сих пор мучительно и по-разному.

Дело в том, что фильм Кончаловского - не только историческая реконструкция. Есть несколько сюжетов, которые отсылают Новочеркасские события к более поздним, а возможно, даже к сегодняшним.

Когда через 27 лет после расстрела, в 1989 году, в СССР начались массовые шахтерские забастовки, реакция власти была совершенно иной. С одной стороны, это было вызвано и более спокойной формой протеста в отличие от новочеркасского - горкомы КПСС не громили. С другой - сформировавшиеся и легализованные новые структуры - рабочие комитеты - почти сразу стали орудием борьбы не только против политической власти. Их требования самостоятельности предприятий и отмены госмонополии на внешнеэкономическую деятельность, по сути, были направлены на разрушение экономической структуры СССР. Выиграли ли через 10 лет после 1989 года шахтеры? Вопрос риторический. Точно такой же, как вопрос, выиграли ли польские судостроители с гданьского завода им. Ленина, создавшие профсоюз “Солидарность”? Польской Народной Республики нет. Как и завода.

Но это сейчас мы знаем последствия. Значит ли это, что работники Новочеркасска (или гданьской судоверфи, или шахты имени Шевякова из Кузбасса, откуда пошел протест 1989 года) не должны были протестовать против прямого нарушения их трудовых прав? И что власть имущие - что из Польши, что из СССР - имели право применять армию против этого протеста? Протеста, который возник из-за их - власть имущих - ошибок в экономике, прямо сказавшихся на кармане работника?

Сегодняшний день возникает в фильме Кончаловского, когда один начальник из правительственной комиссии, приехавшей разбираться с выступлением новочеркасских работников, обвиняет во всем “Голос Америки”…

Ну да. Был такой “Голос Америки”. Даже и сейчас есть. Правда, в интернете и не очень популярный, поскольку сейчас другими инструментами из-за рубежа работают с нашим общественным сознанием. Перечень этих инструментов и политиков регулярно критикует Первый канал. С ними всячески борется Государственная дума. Пусть критикуют и борются далее. Вот только не эти иностранные инструменты и политики принимали решения о, например, “оптимизации” здравоохранения. Совсем не они устроили в нашей стране социальное расслоение на уровне не первых стран Латинской Америки. Перечень можно продолжить. И когда российский работник начинает возмущаться по этому поводу - причины крамолы ищут в порочном влиянии Запада. Или Востока. Но никак не в собственных управленческих или финансовых решениях.

Точно так же и в “Дорогих товарищах”: в частных разговорах партактив не понимает, “как так можно повышать цены”, а в публичных выступлениях - активно поддерживает решения руководящей и направляющей партии. Ничего не напоминает? Мне напоминает. Правда, выражение “дорогие товарищи” в этих выступлениях сейчас почти не используется, поскольку всем мы сегодня - господа. А уж насколько и кому дорогие - определяется у каждого по-своему. В графе “Итого”.

5
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Евгений Ланбин
14:16 от 27.11.2020
Мы очень сильно "погрязли в прошлом". Все великие достижения/ преступления в прошлом.
Что мы имеем в настоящем на сухом остатке? И куда мы движемся в своем развитии или деградируем? Кто устанавливает правила игры и кто может на них влиять?
В профсоюзном разрезе остаются главные вопросы - вторая и третья стороны социально-экономического процесса кто они? Социальные - партнеры, противники, оппоненты ... и т.п.? Если их поддерживают, то в расчете на какие плюшки и для кого? Если не поддерживают и не согласны с их политикой, то почему бы как минимум не отказать им в поддержки и как крайняя мера не подержать более близкие по духу политические силы? Задавать вопрос о выступлении профсоюзов, как независимой и самостоятельной политической силы не уместно.
Чуйков Дмитрий
00:51 от 27.11.2020
Дорогие коллеги!
Близится шестидесятая годовщина новочеркасского расстрела 1-2 июня 1962 года. Этому печальному событию в истории рабочего движения были посвящены несколько художественных и документальных книг, Андрей Кончаловский снял кинофильм "Дорогие товарищи!", который прямо сейчас можно посмотреть в кинотеатрах страны. Представительство ФНПР в ЮФО в день выхода ленты на экраны организовало просмотр и обсуждение ее донскими профсоюзными лидерами, историками и журналистами.
Самым полным и объективным из доступных сегодня источников информации об этих событиях является книга донского журналиста, лидера общественного расследования событий 1962 года Татьяны Бочаровой "Новочеркасск. Кровавый полдень". Эта книга выдержала уже два издания и разошлась по заинтересованным людям очень быстро. Сейчас Татьяна Бочарова готовит третье издание летописи этих трагических событий, иллюстрированное документами и фотоматериалами.
Поддержать проект по изданию книги "Новочеркасск. Кровавый полдень" можно на краудфандинговой платформе Planeta.ru Этому ресурсу можно доверять - это не мошенники, а ресурс для реализации народного финансирования интересных проектов.
Обращаюсь с просьбой сделать посильный вклад и помочь сохранить память об этих исторических событиях, чтобы подобное никогда больше не повторилось!
Также будет очень здорово, если информация о проекте разойдется как можно шире по соцсетям. Спасибо!
Ссылка на страницу проекта https://planeta.ru/campaigns/novocherkassk-1962
Махнев Михаил
10:41 от 25.11.2020
Совсем не они устроили в нашей стране социальное расслоение на уровне не первых стран Латинской Америки.

А нельзя ли в одной публикации(с рабочим названием "Кто довёл Россию до Коста-Рики") назвать эти решения (с нулевых или даже 90-х) годов и их авторов поимённо? Тем более что все они, по словам ВВП, в большинстве своём они очень квалифицированные и глубоко порядочные люди. А потом, может быть, стоит задаться вопросом, партнёры ли они нам, с ними ли надо соглашения заключать?

Когда речь заходит о том, что только с этой партией (ведомством, политиком...) мы можем эффективно решать вопросы защиты трудящихся, мне все время вспоминается пример фашистской Германии. Новый канцлер очень эффективно решал вопросы безработицы и роста доходов населения, но в целом страна пришла к войне со всеми и краху.
Александр.
12:46 от 26.11.2020
За период 1945-1991 гг. СССР участвовал, прямо или косвенно (советниками, специалистами и др.) в 53 вооружённых конфликтах в разных странах.

После 1991 г. правящая элитка РФ воевала в Таджикистане, Молдавии, Чечне, Грузии, Сирии, Украине, Югославии. В некоторых местах неоднократно.

До 1991 г., всё же, та правящая элитка беспокоилась - кто будет служить в армии, кто будет вооружать армию, кто будет всех кормить. А после 1991 г. правящую элитку эти вопросы перестали волновать. Она не связывает своё будущее и будущее своих детей с РФ, и благополучно гробит тут всё, кроме трубы. В этом ей теперь помогают ребята в белых халатах, за умеренную плату спасающие нас от кашля

(заодно, правда, гробящие больных всеми другими заболеваниями, см. https://pasmi.ru/archive/291531/)

Уважаемый Михаил, т.к. наши олигархи, спевшиеся с ними чиновники и руководство спецслужб выстроили вертикаль власти, обслуживающую экспорт углеводородов и вывоз в офшоры денег от экспорта - они контролируют все (!) крупные общественные организации. И взывать к руководителям этих организаций - бесполезно. Кто мешает Вам самому, напрямую работать с другими людьми?

Пример: Зюганов и к требовали, чтобы коммунисты Красноярского края голосовали против АИ Лебедя. Но те пообщались с диктатором лично - и нашли способ не нарушая партийную дисциплину поступить прямо наоборот. И - не пожалели. А команды "перестать поддерживать ЕР" не будет, т.к. ЕР такую команду дать - не может. Всё равно что Всемирный банк даст ВОЗ команду прекратить раздувать ОРВИ-панику... Или - ПенсФонд предложит снизить пенсионный возраст "в связи с ростом смертности из-за ОРВИ-19"...
Или - Дери-мовичи отдадут присвоенное во время залоговых аукционов...

Не те люди, извините...

Изображение
Матвей Кузьмич Шапошников - отказался стрелять из танков по демонстрации; перед расстрелом бросился в голову колонны, чтобы остановить кровопролитие - но не успел...
Махнев Михаил
04:03 от 30.11.2020
«Лично я далёк от того, чтобы таить обиды или злобу на носителей неограниченного произвола. Я только сожалею о том, что не сумел по-настоящему бороться с этим злом. В схватке с произволом и самодурством у меня не хватило умения вести смертельный бой. В борьбе с распространенным и укоренившимся в армейских условиях злом, каковым является произвол самодуров, подлость и лицемерие, у меня не оказалось достаточно эффективного оружия, кроме иллюзорной веры в то, что правда, вот так, сама по себе, победит и справедливость восторжествует».

— Из дневника генерала Шапошникова, май 1967

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика