Top.Mail.Ru
Александр Шершуков

Незаконченные итоги - 2024

Александр Шершуков
Главный редактор

Начиная подводить итоги 2024 года, сразу скажу, что отмечу только то, что относится к моему сектору работы. В этом году было несколько больших мероприятий (точнее - событий), в организации которых я тоже поучаствовал и мыслями о которых хочу поделиться.

Во-первых, это февральское Всероссийское совещание председателей первичных профорганизаций. За прошедший уже почти год последующие события слегка заслонили собой эту встречу. А мне она показалась очень характерной. В каком смысле? Мне показалось, что почти все документы, которые были приняты на совещании (кроме разве что обращения с призывом идти на выборы), носили… если можно так сказать, “дистиллированный” характер. Предложенные проекты прошли очень интенсивное обсуждение в оргкомитете. И в результате многие дискуссионные моменты были сглажены или просто убраны. Например, тема с новым вариантом финансирования внутри профсоюзных структур осталась лишь как призывы “ускорить реализацию решений IX и X съездов по вопросу формирования единой финансовой политики, предоставлять полную достоверную финансовую отчетность, базирующуюся на реальных данных”. В итоге документ был принят без споров. Это было эффективно с точки зрения самого факта принятия. Но было ли это содержательно? Стала ли такая формулировка “руководством к действию”?

С января проводилась патриотическая акция “Профсоюзы России - Zа своих”. Суть ее заключалась в том, чтобы сагитировать работников перечислить свой однодневный заработок для изготовления и доставки различной защитной амуниции для коллег, трудящихся в регионах, близких к СВО. Наблюдательный совет акции, председателем которого меня назначили, оценивал заявки из Курской, Белгородской областей, от военных организаций, защищающих работников. В итоге, если вкратце, собрали и израсходовали на благое дело большие деньги - несколько сот миллионов рублей. Некоторые организации, по-моему, недоработали, но опыт получился поучительный.

Насчет коллективных действий. 1 Мая и 7 октября, хочется написать “к сожалению - традиционно”, прошли без массовых шествий и демонстраций. Основной формат - трехсторонние комиссии, активности вроде автопробегов, интернет-акции, чествование трудовых династий, собрания в закрытых помещениях. С одной стороны, понятно, почему так: в условиях СВО устраивать скопление людей - это риск теракта. С другой стороны, всем активистам немного уже поднадоел такой “полузакрытый формат”. Думаю, что в 2025 году наконец появятся и возможности проведения традиционных маевок.

Прошло два съезда ФНПР. Я бы их назвал - установочный и организационный (в части постов президента и председателя). Впрочем, на обоих съездах, кроме профсоюзных руководителей, установки собравшимся делегатам давал президент Путин. Весенний съезд для меня был интересен тем, что удалось поработать в редакционной комиссии. Это очень специфическое занятие. На большинстве заседаний Генсовета и на съездах главой комиссии становится Чекменев, председатель Роспрофпрома, и это неслучайно: Андрей Иванович - человек спокойный и рассудительный (а там есть от чего иногда возбудиться). Резолюции по молодежи, женщинам, информации и новым цифровым инструментам профсоюзной работы, относившиеся к моим зонам ответственности, особых споров не вызвали. Скорее всего, потому, что были представлены к концу дня. Может, и жалко, что не вызвали. Потому что лучше поспорить, снять вопросы и договориться, чем просто проголосовать (как за норму подписки на “Солидарность”) без особого дальнейшего продвижения.

Хотя продвижение по этим темам в 2024 году было. В программе “Стратегический резерв” в два раза увеличилось число участников. Проведен новый мониторинг информационной работы. Доделано очень содержательное исследование доступности жилья для работников в России.

В течение всего года “Солидарность” и другие ресурсы ФНПР освещали судебные дела по попыткам изъятия профсоюзной собственности. Поскольку я читаю почти все, что выходит в СМИ по профсоюзной тематике, отмечу: очень важно, что таким образом профсоюзная позиция попадала в поле общественного внимания. А то противоположная сторона излагала иногда совершенно... удивительные вещи, типа “вернуть государству” то, что ему никогда не принадлежало, или что в профсоюзах коррупция - в форме получения выборными руководителями зарплаты.

Для меня большой темой в этом году стали вопросы трудоустройства несовершеннолетних и поддержки семей работников. Тут мы представляли профсоюзную позицию и в Госдуме, и в Минтруде, вплоть до РТК. Причем, поскольку продолжаются попытки “снять излишние барьеры” для труда несовершеннолетних во вредных условиях, эти темы отнюдь не такие благостные для обсуждения, как может показаться. (Аналогичные попытки, кстати, предпринимаются и в отношении женского труда.)

И последнее. На прошедшем осенью интеллект-форуме “Профсоюзы. XXI век. Образ будущего” среди прочих интересных тем я презентовал большой доклад - о том, откуда профсоюзы идут, какие у них проблемы и почему, что с этими проблемами делать (сам доклад можно почитать, пройдя по QR-коду). К сожалению, на самом форуме времени было мало, но я думаю, что имеет смысл обсудить сказанные вещи более подробно. В содержательном плане - это одна из творческих задач, которую я поставил себе на 2025 год.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал