На днях Верховный суд РФ принял решение закрыть партию “Союз Труда”. Формально - имел право: количество участия в выборах (в списках для голосования) меньше, чем того требует закон. А вот о фактической ситуации имеет смысл поговорить. Просто в силу того, что какие бы ни были (или будут в перспективе) политические партии, профсоюзам в России все равно придется определяться и со своими запросами к ним, и со своим отношением к ним.
Вначале - что все-таки получилось у партии “Союз Труда”?
В организационном и содержательном смысле получилось протестировать готовность профсоюзной структуры к самостоятельной работе в формате политической организации.
В содержательном смысле все было супер! Я считал и считаю содержательную часть “Союза Труда” - программу, публичную позицию и т.д. - совершенно правильными. В известном смысле даже опередившую свое время. Никогда в истории России и СССР не было ситуации, когда профсоюзы на выборах в главный законодательный орган страны выдвигали самостоятельный избирательный список, состоящий не из певцов-спортсменов (при всем уважении), но - профсоюзных активистов и лидеров. С программой, построенной исключительно на трудовых, профсоюзных требованиях.
А вот с самостоятельной организационной и политической структурой все вышло не так радужно. Формально отделения были созданы почти во всех субъектах РФ. Но значительная часть из них существовала так же формально, ограничиваясь сдачей отчетности в государственные контролирующие органы. Почему? Ответ будет длинный.
Любая политическая организация не только занимает публичную позицию, которая может не нравиться чиновникам, власти и т.д., но конкурирует с другими политическими структурами. Почти двадцать лет крупнейшей политической организацией в стране является партия “Единая Россия”. Соответственно, практически в каждом регионе в местном законодательном собрании именно она является наибольшей фракцией, обладающей возможностью принимать или блокировать любые законопроекты. То же самое относится и к Государственной думе. Без преувеличения, принятие каждого закона - что регионального, что федерального - поставлено в зависимость от этой партии. Да и избрание любого профсоюзного лидера в законодательный орган чисто технологически проще проводить через “ЕР”. Если договориться, если согласиться с условиями этой партии, если возьмут в список, если подчиниться партийной дисциплине, если-если-если…
Вопрос, который встал и перед всеми профсоюзными организациями, и перед их лидерами, заключался в следующем: менять ли уже имеющиеся - худо-бедно, но гарантированные - взаимоотношения с “ЕР” на свою, но явно меньшую по возможностям партию “Союз Труда”? Многие ответили в классической стилистике - “да” и “нет” не говорите, черное и белое не берите”. Или же в стилистике Троцкого - “ни мира, ни войны, а армию распустить”. То есть отделение “СТ” создадим, но ссориться с “ЕР”, активизируя его, - не будем. В результате только в относительно небольшом числе регионов дело дошло до полноценного участия в выборах. И, думаю, для профсоюзных руководителей, которые в этом поучаствовали (между прочим, героические личности, без шуток!), многие технические и “избиркомовские” нюансы стали откровением.
Практическое участие в этом процессе очень сильно прочищает мозги от иллюзий. Все регионы включились в деятельность “Союза Труда” одновременно только в момент сбора подписей на выборах в Госдуму 2016 года. И это стало серьезным достижением: по сути, почти без денег, просто на организационно-человеческом ресурсе, за 10 дней было собрано больше 200 тысяч подписей за выдвижение. Но тогда же стало ясно: совершенно по закону, используя бюрократические формальности, никто такую партию пропускать в списки голосования не будет. А бороться с этим, не объединив все имеющиеся профсоюзные ресурсы (организационные и финансовые), только на активистском импульсе - невозможно.
Когда стало ясно, что через некоторое время речь может пойти о закрытии партии, я обратился с письмом к руководителям всех членских организаций ФНПР с вопросом: нужен ли проект, и готова ли ваша организация его финансировать? (Понятно, что финансировать - в первую очередь через поддержку регионального отделения или продвижения своих кандидатов.) Ответы были такие: примерно 40% - проект, в принципе, нужен, но денег нет; примерно 20% - не нужен; примерно 15% - нужен и деньги найдем. Остальные ответили не на заданные вопросы, а в стилистике, описанной А.И. Райкиным в репризе “Запустим дурочку”: “Куры передохли, высылайте новый телескоп”.
Вывод ясен: консолидировать ресурсы организации не готовы. Проект “Союза Труда” можно перезапустить как активистский, в формате движения. Но теперь уже будут заранее понятны его ограниченные возможности - формально его кандидаты (если не как партии, а как движения) будут считаться самовыдвиженцами.
Но дело не только в будущности “Союза Труда” как проекта. Вопрос в дальнейшей политической ориентации профсоюзов. С учетом имеющегося опыта, который заключает в себе не только самостоятельное участие в выборах, но и голосование нынешних депутатов с учетом партийной дисциплины “Единой России”. А в 2021 году, кстати, очередные думские выборы…
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
На 100% согласен с тем, что профсоюзам так или иначе необходимо определиться с участием в политической деятельности.
Убеждён, что профсоюзные лидеры и активисты могут(а значит и должны, если не по Уставу, то по совести) выдвигать свои кандидатуры на выборах разного уровня. Добиваться победы на выборах, решать проблемы членов профсоюзов, отстаивать профсоюзные принципы, повышать авторитет профсоюзов в обществе.
В рамках какой партии? Мне кажется, что на этот вопрос должен отвечать не Генсовет ФНПР, а сам кандидат. В конце концов, это касается его взглядов и убеждений. А Конституция нам пока говорит о том, что гражданин сам определяет, в какой партии ему состоять, какие взгляды высказывать, а о чём умалчивать.
На практике мы видим, что в ЕР профсоюзному (внутри)кандидату просто не дадут отклониться от партийной дисциплины.
Поэтому, на мой взгляд, честнее всего идти как самовыдвиженец, хотя этот путь самый трудный.
Но если, пройдя его, человек сохранит желание и силы добиваться того, чего он добивается в профсоюзе, то пользы будет гораздо больше, чем от присутствия как бы профсоюзного представителя в Генсовете ведущих партий, принимающих или поддерживающих антинародные решения.
Что касается общественного движения Союз Труда, то, на мой взгляд, оно тоже необходимо. Но оно должно быть общепрофсоюзным, сформированным на основе ценностей, общих для всех профсоюзных объединений страны. В нём могли бы в какой-то ассоциативной форме участвовать и представители левых партий: КПРФ, Справедливой России и др.
Тогда Союз Труда смог бы стать широкой площадкой для обсуждения новых идей, форм работы, споров по идеологическим вопросам представителей разных профсоюзов и политических партий. То есть Союз труда не должен быть филиалом ФНПР и опираться только на её кадровую базу. Он может быть шире.
Вы часто цитируете анекдот про такси с шашечками и без них. Там вот, нужны ли нам шашечки ФНПР на Союзе Труда или нам нужно широкое обсуждение в обществе вопросов достойного труда, справедливой его оплаты, введения прогрессивной шкалы налогообложения и т.п.?
В конце концов, некоторые острые вопросы (вроде протестов против повышения пенсионного возраста), которые ФНПР вынужденно сглаживает, чтобы не разругаться с социальными партнёрами (особенно ВВП), вполне возможно поднять (и не получить за это по шапке) именно на такой широкой площадке.
Что касается Единой России, то в ней есть и честные, порядочные люди, но как политическая сила в глазах трудящихся она себя дискредитировала непоправимо. И пытаться выстроить свои политические ... так скажем, ожидания и предпочтения... на сотрудничестве с этой партией - это значит разделить её негативную репутацию.
На мой взгляд, важнее трудящимся доказать, что мы не то же самое, что власть, чем власти доказывать(а она нам всё равно не поверит!), что мы практически такие же как они, мол, в одной партии.
Если вообще сотрудничать с полемическими партиями, то надо сотрудничать со всеми по конкретным направлениям.
То есть даже если Жириновский выйдет с предложением, которое реально может улучшить положение человека труда, надо его поддерживать.
"Шашечки" не важны, важно ехать в нужном направлении.
К слову, можно очень чётко отграничить профсоюзы от политических партий для населения.
Партии(=часть) борются за власть, а профсоюзы к власти не рвутся, потому что они борются за достойную жизнь всех трудящихся. Нам не важно, кто у власти, нам важно, чтобы люди жили хорошо.
А для Союза Труда как движения возможен слоган:
Мы за всех, кто трудится. Мы против бездельников.
Знаете, Александр, я пять раз участвовал в выборах (избрался один раз - в первый) по спискам КПРФ. Почему КПРФ - по разным причинам: не просят деньги за выдвижение, помогают с оформлением документов, позволяют быть "вольным каменьщиком" , а самое главное - больше думают о простом народе (по крайней мере у нас в области). В остальных выборных кампаниях, практически без финансовых вливаний на финише был вторым. Членов профсоюза в области больше 10 тысяч, поддержки - 0. Писал письма и в Федерацию и в Обком - просил поддержки (моральной), а в ответ тоже - 0. И про партию труда - тоже тишина. А Вы про какую - то дисциплину.... Как Вы правильно сказали - все боятся портить отношения с властью, но при этом ни чего в замен не получают. И о каком социальном партнерстве может идти речь, если даже ЦК не может убедить собственника включить в Коллективный договор положения Отраслевых соглашений. Что в этом случае можно сделать на местах?Если руководители Профсоюза считают нормальным "внедрение" представителя Работодателя в руководство первички, если он приведет с собой одну - две тысячи "членов профсоюза". Это чистой воды рейдерский захват!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно