Тут это… Даже не знаю, как сказать… Короче говоря… В трудовых отношениях, бытующих в Российской Федерации, намечаются новые грани. Министерство экономического развития потребует от государственных компаний ежегодного роста производительности не меньше чем на 5%. Об этом заявил вице-премьер Антон Силуанов. Это с одной стороны. С другой стороны, главный инженер компании “Россети” Андрей Майоров примерно в то же время на совещании призвал бороться за технику безопасности. Но не пряниками. Вот некоторые его цитаты: “Будем мотивировать наших людей экономическим образом… За произошедшее нарушение он не должен получить ни копейки. Не то что премии, но даже в окладе ни копейки… Накладывать штрафы, нарушитель должен знать, что… семья останется без средств к существованию на месяц… Пока мы не будем публично позорить нарушителей, мы не придем к результатам, которые ставим перед собой. Публично он должен быть опозорен: многотиражка, областная газета, городская, школа, где учатся его дети, внуки - он позорит наш коллектив!”
В принципе, и рост производительности труда, и борьба за технику безопасности - совершенно правильные вещи. Проблема заключается в том, как добиться и того, и другого. И вот здесь… есть нюансы.
Нужно понимать, что производительность труда в последние годы достигается в отраслях в основном не модернизацией технологий, а так называемой “оптимизацией”. То есть сокращениями персонала, увеличением нагрузки на остающихся работников, экономией на фонде оплаты труда. Связано это с тем, что рост производительности труда проще всего показать через увеличение объема выпускаемой продукции и уменьшение числа работников, производящих ее. Есть предположение, кстати, что по этому пути в следующем году пойдут не только компании, но и госаппарат (уже заявлено о готовящихся больших сокращениях - а кто будет работу работать?). Кроме того, для модернизации производства (и последующего роста производительности труда) необходимы средства, которые компаниям взять неоткуда (размер государственных инвестиций невелик).
Теперь о борьбе за охрану труда. Осознав, что предложенные методы штрафов и лишения семей нарушителей куска хлеба не вяжутся с законодательством, главный инженер извинился. А ролик с его первоначальным выступлением сейчас, по слухам, “вычищают” из интернета. Весь шум поднялся из-за того, что тема штрафов попала в СМИ. (И сколько еще таких ситуаций в СМИ не попало?!) Но суть в том, что внезапно выяснилось: главный инженер огромной компании, прошедший трудовой путь от мастера, не разбирается в действующем трудовом законодательстве. Хорошо еще, что пороть на конюшне не предложил. К слову сказать, для новой поросли бизнесменов и госчиновников, которых сейчас выращивают через разные конкурсы типа “Лидеры России”, знание бизнес-процессов - важно, а знание трудовых прав и гарантий - как критерий подготовки не рассматривается.
В итоге мы имеем следующую объемную картинку перспектив на 2020 год:
- Министерство экономического развития требует от компаний, чтобы они эффективнее работали (без денег, на “внутренних ресурсах”);
- менеджмент компаний в принципе готов ради этой эффективности и - без смеха! - в благих целях нарушать трудовое законодательство.
Если одновременно с этим в паре- тройке мест неправильно заработает “регуляторная гильотина”, обрезав эти самые права и гарантии работников, то на выходе мы получим не просто “рост социальной напряженности”, а вполне серьезные протесты населения.
Самое трагичное в том, что никто из вышеназванных чиновников и топ-менеджеров этих перспектив не видит. И по наступлении протестов отнесется к ним как к чему-то экстраординарному. Примерно так, как коммунальные службы относятся к “внезапно наступившей” зиме.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно