О будущих вызовах автоматизации и роботизации для рынка труда написано немало. Тема действительно живая. Представьте себе, что, зайдя в магазин, вы не встретите ни одного продавца, ни одного кассира. Представили? А то - уже реальность.
Компания “Амазон” из США воплотила идею безлюдного супермаркета. Да, работники пока остались - выкладывают товар, охраняют. Но это пока. У нас в крупных городах никого не удивишь пунктами самостоятельной оплаты покупки в торговых центрах. А это, на минуточку, вопрос занятости почти 4,8 млн человек.
По заявлению компаний, разрабатывающих транспортные алгоритмы, мы уже находимся на третьем из пяти уровней внедрения автоматизированных систем, готовых занять место человека за рулем. Еще какие-то 10-15 лет - и вся инфраструктура будет собрана окончательно. А это - 6 млн рабочих мест в России.
Помните известную сказку Носова “Незнайка на Луне”? Как в воду глядел, описывая автоматический хостел. Посетитель в щелку монетоприемника денежку опустил - и в ответ: дверь номера открывается, кровать раскрывается, из душа - вода, холодная и горячая, строго дозированная... И это наше ближайшее будущее. А куда работникам из сферы гостеприимства податься? Вопрос. У Носова на него ответ дан, но уж очень несимпатичный, я бы даже сказал, пугающий. Все беспризорные и безработные отправлялись на остров Дураков. Ешь, пей, катайся на каруселях, но итог - полное перевоплощение из человечка в осла. Грустно.
Лично для меня очевидно, что потихоньку-полегоньку, но пришли мы к раздумью о новой парадигме социально-экономического развития общества. Задачка не из легких. Дано: ускоряющийся научно-технический прогресс приводит к тому, что рабочие места сокращаются быстрее, чем создаются; базовое профобразование к окончанию учебного заведения оказывается “устаревшим”; продолжается рост неравенства в обществе; социальные лифты оказываются недоступными для бедных; усиливается маргинализация; концентрация и централизация капитала становится не просто экономическим явлением, а социальным -порождает кастовое устройство общества, превращается в регулятор доступа не только к материальному богатству, но и к основным ценностям - здоровью, образованию, духовности.
Кто-то скажет: так было всегда. Будет прав и не прав. Был баланс. Изменения занимали больше времени, что позволяло находить компенсаторы. Рост производительности труда в одних сферах компенсировался созданием рабочих мест с адекватной зарплатой в других. Капиталу можно было противопоставить знания и креативность. А вовлеченность в трудовую деятельность подавляющего числа граждан формировала экономическую основу социального страхования.
Первое - потеря дохода и занятости. Очевидно, вытеснение работников автоматическими системами из обрабатывающей промышленности в сферу услуг носит временный характер и не компенсирует для большинства потерю дохода, поскольку труд в этой сфере оценивается дешевле. Следовательно, будет накапливаться большое количество работников с низкой зарплатой и неустойчивой занятостью.
Второе - содержание компетенций, связанных с профессиями, трансформируется, а вместе с этим разрушается старый порядок разделения труда.
Например, какими компетенциями должен обладать работник по управлению персоналом? Умением искать подходящие кандидатуры, правильно оформлять кадровые документы, составлять штатное расписание, следить за соблюдением режима труда, готовить программы развития персонала, оценивать эффективность и т.п. В крупных компаниях под каждую функцию был (и пока есть) свой специалист: рекрутер, оценщик, специалист по делопроизводству, инспектор по труду и много еще кто. И теперь скажите: кого не сможет заменить программа? Только того, кто будет принимать окончательное решение о найме. А куда денутся остальные? Для кого сейчас пишутся компетенции и разрабатывается система независимой оценки квалификации? То есть из десяти останется один, и его компетенция будет много выше той или тех, которые сейчас востребованы на рынке труда.
Значит, в профессии останутся самые компетентные, обладающие нестандартными навыками, универсалы, свободно контактирующие с интеллектуальными системами и умеющие передавать им решение частных задач. Равно как сейчас мы отдаем математические вычисления компьютеру или, на худой конец, калькулятору. И имя этому специалисту - оператор отраслевых интеллектуальных систем.
А как быть с остальными? На кого и как их переучивать?
Надо по-новому посмотреть на традиционные, десятилетиями устоявшиеся парадигмы образования. Обучение не может и не должно быть привязано к профессии. Оно от детского сада до университета должно быть построено на основе развития в человеке талантов, умения творить, думать, мечтать - на том, что еще долгое время останется признаком человека.
И финансирование образования должно быть также пересмотрено. По остаточному признаку таланты не воспитываются, и от наполняемости классов это тоже не зависит.
Третье - изменение фонда оплаты труда в результате перемещения значительной части работников в сферы с низкой оплатой труда обострит проблему финансовой устойчивости системы социального страхования. Где взять дополнительные средства, чтобы гарантировать пенсии, медицинское обеспечение, пособия по нетрудоспособности? Напрашивается размышление о возвращении к бюджетной системе финансирования и переноса источника финансирования на налоги общего покрытия. Это обеспечит и более справедливый доступ к медицинским услугам.
В большинстве стран ОЭСР около или более половины налогов поступает от фонда оплаты труда. Что ожидает население этих стран при таких тектонических сдвигах в экономике?
Прогнозы прогнозами, а главное - помнить: мы - человеческое общество. И главное его богатство, как это ни тривиально звучит, - мы с вами, наши дети, внуки, родители, друзья и знакомые. Технологический прогресс подталкивает к осознанию этого.
Светлое будущее для всех возможно. Для отдельных классов, слоев оно уже создано, но перестает быть эффективным. Следовательно, развитие человеческого капитала (здоровья, образования, культуры, духовности) - это не “сопутствующие товары” в гипермаркете “Материальное благополучие”, а самая важная задача современного государства, если оно хочет оставаться конкурентоспособным в глобальном противостоянии ценностей. И сделать для этого, конечно, придется немало. Но что может быть интереснее и значительнее, чем умение делать счастливыми многих, а не только избранных?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
«…Следовательно, будет накапливаться большое количество работников с низкой зарплатой и неустойчивой занятостью.»
Почему такой категоричный вывод у Сафонова? Неустойчивая занятость… Это значит заёмный труд, кадровые агентства, работники-рабы, которых можно уволить в любое время без гарантий и компенсаций. Давно известно, что Сафонов лоббист заёмного труда и сторонник либеральной догмы, что рынок всё рассудит и расставит на свои места. Мол, запретительными мерами ничего не добиться. Задача профсоюзов запретить на законодательном уровне аутстаффинг или заёмный труд с кадровыми агентствами. Чтобы не было соблазна у работодателей искать лазейки для обмана работников.
Также в статье нет ничего конкретного по упреждению последствий роботизации. Одно бла-бла, как на недавно прошедшем Гайдаровском форуме.
А выход только один - в безусловном доходе. Россия огромная, богатейшая страна и может обеспечить своё население достойным сосуществованием, которое не сможет найти себе рабочие места.
Прочитайте ещё раз статью «Утопия безусловного дохода» https://www.solidarnost.org/articles/Utopiya_bezuslovnogo_dohoda.html
Волюнтаризм власти будет заключаться в навешивании на людей ярлыков не желающих трудиться, а только потреблять и т.п. Профсоюзам нечего бояться, что к ним не будут обращаться люди за помощью. Это бред! Что, безработный пойдёт в профсоюз просить найти ему работу? Допустим, что пришёл и попросил… И, что дальше? Профсоюз найдёт ему работу? )
Мы и сейчас в России можем достойно жить на безусловный доход не работая. В большей степени это относится к пенсионерам, инвалидам… Опять же власть скажет, что работающие будут завидовать людям, достойно живущим на безусловный доход. Поэтому не повышают пособия по безработице с 2009 года.
Скажут, как администрировать этот безусловный доход, кому дать и сколько? Всё правильно – тяжелейшая задача. Но, это не повод, чтобы не искать путей по внедрению БОД.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно