Top.Mail.Ru
Александр Сафонов

Не до экономики прорыва

Александр Сафонов
Доктор экономических наук

За какую социальную проблему у нас ни ухватись - будь-то бедность, низкая рождаемость, состояние пенсионной системы - тут же выруливаешь на тему рынка труда. А как иначе? Зарплата, точнее, ее уровень как раз и определяет и основной доход семьи, и будущую пенсию, да и движение по лесенке: вверх - к среднему классу или вниз - в бедность.

НА УРОВНЕ 2007 ГОДА

Росстат, говоря о рынке труда-2019, обрадовал “новостью”, звучащей уже многие годы: в России низкая безработица. С исключением сезонности уровень безработицы остался вблизи исторических минимумов: 4,5%. В европейских странах это могло бы быть феерически успешной экономической политикой. Но не у нас. Мы как-то высказывались о методологии учета безработицы: не видит ни тех, кто отчаялся искать работу, ни вынужденной двойной, тройной занятости, ни неполной занятости и т.д.

Однако сейчас речь не о том. В России низкая безработица - показатель прежде всего низких зарплат, “серого” рынка труда, демографической ямы. А вот успехов в росте зарплат давно нет. Счастливчики есть, но их мало. Для нормального же развития экономики счастливчиками должны быть все. Или почти все. Но до всеобщего счастья далеко. И об этом у Росстата тоже есть: в реальном выражении расходы всех организаций (включая теневой сектор) на оплату труда только сейчас приблизились к уровню 2013 года. А это был год - помните? - начала реализации указа президента об увеличении зарплат в бюджетной сфере…

А сколько же тратят в год все наши работодатели на зарплату? Порядка 32 трлн. Это в рублях. Пересчет на доллары приземляет картинку: 540 млрд долларов, или уровень 2007 года. Да при такой дешевой рабочей силе зачем вообще сокращать штаты? Денег не просят, а работу найдем. Так что возможность модернизации-цифровизации - большой вопрос. И о рождаемости - не меньший.

НЕОБХОДИМО, НО НЕ ДОСТАТОЧНО

Есть, конечно же, надежды (куда без них?) на закрепление в Конституции МРОТ на уровне прожиточного минимума, что должно быть реализовано через законы, регулирующие расчет самого прожиточного минимума, обязательств бюджета. Но это необходимое, а совсем не достаточное условие развития рынка труда, роста зарплат. Ведь на любое действие всегда найдется ответное: выравнивание дифференциации в оплате труда, уход в “серую” зону, оформление работников как самозанятых или ИП...

В бюджетной сфере такому ходу дел должны противостоять базовые оклады по основным профессионально-квалификационным группам. А в коммерческом секторе - фиксация базовых ставок в отраслевых, региональных и общероссийском двухсторонних соглашениях. Нужна внятная политика стимулирования роста зарплат основного персонала. Без этого уже никак.

Тот же Росстат, подытожив 2019 год, показал: среднегодовой оборот розничной торговли почти не изменился: 1,9% г/г против 1,6% г/г в 2018. Тоже реальная картинка состояния рынка труда.

ДОХОДЫ - НЕ ДО ЖИРУ

Кстати, хотя Росстат в трех кварталах года фиксировал рост реальных располагаемых доходов населения, в IV квартале - минус 1,2% (с исключением сезонности). В итоге рост за 2019 год оказался чуть больше, чем за 2018: 0,8% г/г против 0,1% г/г.

Как следствие, рост потребительского спроса в 2019 году происходил в основном за счет кредитов. Необеспеченные потребительские кредиты выросли на 20% г/г. И эта тенденция отмечается с 2016 года. Но долго так продолжаться не может, и по мере ужесточения требований банков к заемщикам данный фактор поддержки экономического роста будет исчерпан. А вот дальнейший рост будет напрямую зависеть от роста реальной зарплаты.

Если же все останется как есть, то, по расчетам экспертов, рост потребления тоже замедлится - до 0,5 - 1% г/г. И надежды на увеличение доходов через социальные трансферты (пособия) не очень оптимистичны: рост расходов потребителей сможет достичь всего 2% г/г. Для экономики прорыва крайне мало.

Исследование доходов россиян привел Райффайзенбанк: у 38% россиян, которые хотели бы взять ипотечный кредит, нет средств на первый взнос, и люди этой группы могут рассчитывать только на другие источники денег. А именно: 23% - хотят получить средства под залог старого жилья, пятая часть надеется на материнский капитал, а 10% - на потребительский кредит. И это отнюдь не иждивенчество. Граждане наши ответственны и трудолюбивы, что бы кто ни говорил. То же исследование показывает, что 62% опрошенных пытаются скопить на первый взнос самостоятельно. Достойно уважения. Но только 6% могут справиться с этой задачей меньше чем за год, а почти трети потребуется 5 лет. В среднем - не меньше 4 лет.

Но если бы зарплаты были более адекватными, то и финансовый, и строительный секторы развивались бы быстрее.

*   *   *

Как итог, деньги пусть и не полное счастье, но существенная его составляющая. И Gallup International показал, что индекс счастья в России падает: только 42% счастливых против 18% несчастных. Похуже, чем в других странах. И хуже, чем было даже в 2017 году, когда счастливых было 55%, а несчастных 11%. Осчастливить же семьи можно не борьбой с бедностью, а увеличением зарплат - зарплат реальных.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика