Росстат подвел итоги III квартала: рост ВВП - 1,7%, а за 9 месяцев - от 1 до 1,1% год к году (г/г). Таким образом, Минэкономразвития переоценило возможности экономики (его оценка на III квартал была 1,9% г/г, а за 9 месяцев - 1,2% г/г). Сможет ли догнать ВВП прогнозы Минэкономразвития - вопрос. Для этого в IV квартале динамика должна ускориться до 1,9%. Но это нереалистично, так как нет особых драйверов. Тем более что ряд косвенных показателей свидетельствует о сохранении вялой динамики.
Так, в октябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 5,2% г/г, а по итогам 10 месяцев продажи снизились на 2,4% г/г. Еще месяц назад Европейская ассоциация автопроизводителей прогнозировала, что спад продаж в IV квартале может составить 2,6% г/г. Но реальность оказалась суровее.
В чем причина, еще предстоит разобраться. Возможно, это последствия введения Центробанком более жестких критериев оценки платежеспособности заемщиков. Во всяком случае, пока показанный Росстатом быстрый рост доходов населения никак не сказался на возможности приобретать новые автомобили. Хотя вроде и ставки по потребительским кредитам снижаются. Жмет деньги население. А может быть, еще копит...
Минэкономразвития в качестве основной причины вялости экономики называет осторожную политику ЦБ: мол, медленно учетную ставку снижает, а если снизил бы быстро, то компании кредитов бы набрали - и ВВП галопом поскакал бы в рост. Почему? А потому. Вот как отдавать кредиты, если не купят продукцию? Ответа нет. Зато просто. У нас вообще любят простые решения.
ЦБ за июнь - октябрь ставку снизил с 7,5 до 6,5%, а экономика не реагирует. Общий кредитный портфель в сентябре вырос до 3,5% ВВП (3,4% месяцем ранее), но в целом по году рост кредитования частного сектора снизился с 9,9 до 8,6%. Доля корпоративных кредитов в экономике сократилась с 1,6 до 1%. В 2019 году, по прогнозу МЭР, дефицит совокупного спроса превысит 1 трлн руб., что приведет к замедлению роста экономики на 0,4 - 0,5 процентных пункта.
А вот во внешней торговле у нас движуха. По данным ЦБ РФ, профицит счета текущих внешнеторговых операций в январе - октябре сократился на 23,5 млрд долларов, до 65,1 млрд. Отчасти это связано с ценами на нефть: в октябре 2018 года баррель стоил 80, а в октябре 2019 - 59 долларов.
Из спроса на иностранную валюту со стороны частного сектора отток капитала из России по итогам января - октября составил 31,6 млрд долларов. Скорее всего, это свидетельствует об отсутствии в стране активов, которые могут принести желаемый доход. Да и снижение ставок по банковским рублевым депозитам заставляет некоторых вкладчиков переводить средства в доллары и размещать их в акции иностранных компаний. Выгоднее.
Зато с золотовалютными резервами у нас хорошо: они достигли максимума с августа 2011 года. Октябрь принес в копилку еще 10 млрд долларов. А всего накоплено 540,9 млрд долларов. Прибавка за 10 месяцев - 72,4 млрд долларов, или 15,5%. Так что с сетованиями по поводу слишком жесткой бюджетной политики согласиться можно и надо. Стремление все собрать со всех - и подальше спрятать не очень-то стимулирует ВВП.
Но как только мы спускаемся на уровень домохозяйств, картинка меняется: не им должны, а они. ЦБ отметил, что за сентябрь долг домохозяйств вырос на 1,4%, а за 9 месяцев - на целых 21% г/г. Долг домохозяйств кредитным организациям достиг уже 18,538 трлн руб., или 30,6% от годовых денежных доходов населения (27,9% - на конец 2018 года). Каждый третий рубль из заработанного надо отдавать в счет долга.
По оценкам экспертов, уровень кредитной нагрузки достиг 7-летнего максимума. И хотя ЦБ усложнил доступ к кредитам самым необеспеченным семьям, в целом картина сложная. Проблема нехватки средств для жизни не исчезнет сама собой, значит, люди пойдут в долговую кабалу к “черным” банкирам, а там правила волчьи.
Кстати, опрос “Райффайзенбанка” подтверждает нехватку личных средств: 75,5% россиян из крупных городов не откладывают денег на пенсию. Регулярно откладывают средства 8% россиян, периодически - 16%, а 40% и хотели бы начать, но не из чего.
Денег у людей нет, и как сможет расти экономика, сказать сложно. Поэтому основные прогнозисты оценивают рост ВВП России в 2020 - 2021 годах очень осторожно: МВФ - 1,1 и 1,9%, Всемирный банк - 1 и 1,7%, OECD - 0,9 и 1,6%, Еврокомиссия - 1 и 1,4%, Минэкономразвития - 1,3 и 1,7%, ЦБ - от 0,8 до 1,3 и от 1,5 до 2%.
Итак, средний прогноз международных институтов получается на уровне 1% (2020) и 1,7% (2021). Средний прогноз ЦБ и Минэкономики на первый год выше международного консенсуса - 1,2%, но на следующий год полностью совпадает с международными оценками - 1,7%.
Значит, расти будем медленно.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно