Есть такой американский писатель-фантаст - Джордж Мартин. Известен прежде всего циклом книг “Песнь льда и пламени”, который он все никак не закончит. Это там, где Матерь Драконов, “Зима близко”, море крови и обнаженки. Гораздо меньше в России известен другой его проект - “Дикие карты”, в нем Мартин - автор идеи и редактор. Участники проекта пишут романы и повести, объединенные миром, в котором происходит действие. В этом мире существует вирус, поражающий ДНК человека. В результате мутации одни люди получают чудовищную внешность, другие - сверхспособности. Идея оказалась настолько привлекательной для авторов и коммерчески успешной, что цикл продолжается с 1982 года и включает уже больше 30 томов.
Недавно появилась весьма интересная новость: “Дикие карты” так увлекли физика (и тоже фантаста) Яна Трегиллиса, что подтолкнули его на написание научной работы, в которой он проработал возможный механизм действия вируса с позиций физики. Статья, соавтором которой стал Джордж Мартин, опубликована в очень серьезном научном журнале American Institute of Physics.
Вроде бы чудаки-ученые сходят там с ума на бездуховном, загнивающем Западе. Но можно послушать, как объясняет свой интерес Трегиллис. А он говорит, что написал эту работу для популяризации физики: “Мы стараемся объяснять каждый шаг так, чтобы даже студенты, которые еще не знакомы с лагранжевой механикой, могли понять общий ход работы”.
Как человек, который использует на своих занятиях метод размещения задачи в фантастическом антураже, аплодирую стоя. А еще вспоминаю свой диалог с редактором крупного российского издательства в ее телеграм-канале. Редактор сетовала на то, что в России практически нет авторов серьезной научной фантастики. Я напомнил, как в 90-е годы издательства - по сути целенаправленно - этот жанр уничтожали. От авторов требовали больше мечей, крови и секса (почитайте интервью Романа Злотникова в “Солидарности” № 45, 2024). Редактор честно сказала, что отчасти я прав, но надо же понимать: книгоиздание - оно в первую очередь про деньги, а зарабатывать на НФ сложнее.
Она права - научную фантастику продвигать сложнее, это затратно в маркетинге, требует квалифицированных авторов, а главное - подготовленных (и платежеспособных) читателей.
Можно развести руками и сказать: капитализм, чего же вы хотели. Если бы не одно “но”.
С уничтожением русскоязычной научной фантастики (в первую очередь космической, наиболее увлекательной, кстати) потихоньку начал вымирать и квалифицированный читатель такой литературы.
Что же это за читатель? Давайте снова посмотрим на бездуховный Запад.
Например, вот икона технократов Илон Маск. Среди его любимых книг - “Основание” Айзека Азимова, “Луна суровая хозяйка” Хайнлайна и цикл “Культура” Иэна Бэнкса. Глава Amazon Джефф Безос находит время, чтобы читать новые романы Аластера Рейнольдса и Энди Вейера (популярные и коммерчески успешные фантасты). Это те, кто на слуху и кого сегодня приводят в пример российской молодежи.
А еще - научные сотрудники и инженеры, квалифицированные рабочие и студенты. Люди, которые хотят развлекаться, тренируя свой мозг, создавая для него творческую атмосферу.
Еще одно интересное наблюдение: после Великой Отечественной войны в советской литературе появилась плеяда мощных писателей-фантастов. Собственно, и фантастами они были лишь отчасти. Александр Казанцев - инженер, плодотворно работавший на “оборонку”, Иван Ефремов - ученый-палеонтолог и один из величайших философов XX века, Генрих Альтшуллер - изобретатель, создатель теории решения изобретательских задач.
Можно по-разному относиться к идеологии и управлению культурными процессами в СССР, но именно благодаря идеологическому и общественному запросу все эти авторы работали в научной фантастике, причем не только “жесткой”, но и социальной. Их книгами зачитывались, их идеи формировали будущих ученых и инженеров. Эти авторы создавали ту питательную среду, в которой рождались технологические прорывы и росли будущие кадры наукоемких предприятий.
Потом гражданам России на государственном уровне объявили, что надо растить квалифицированных потребителей, и научная фантастика в стране закончилась. Считайте меня конспирологом, но я уверен: ее гибель - хорошо спланированная диверсия, часть большой операции по уничтожению научного и культурного потенциала России, которая велась и ведется по сей день.
Кстати, в числе тех немногих, кто пытается этому противостоять, - профсоюзы, которые в меру сил поддерживают премию “Час Быка” за лучшую социальную фантастику. Хватит ли только этих усилий? Конечно, нет.
И что делать? Например, посмотреть на Восток, на Китай, где научную фантастику поддерживают на уровне государства. И - о, чудо! - это оказывается экономически выгодно.
Может, стоит и нашим социальным партнерам подкинуть такую идею? Будут упираться - расскажите им, что читает Илон Маск.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно