В предыдущем цикле материалов подробно рассказано, как выиграть выборы в первый раз. Разумеется, первый раз случается только однажды. Тогда вы шли во власть с чистой, как белый лист, репутацией (по крайней мере как политик), с минимальным уровнем антирейтинга, и это накладывало отпечаток на всю кампанию. Но вот через четыре-пять лет (в зависимости от законодательства вашего региона) грядут новые выборы. Они будут иметь иной характер.
Продолжение. Начало в “Солидарности” №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 2019
Первые выборы были “наступательными”. Вы атаковали, могли критиковать действующую власть, даже если были выдвинуты правящей партией. Могли обещать что угодно - сошло бы с рук.
Вторые выборы - “оборонительные”. Ситуация противоположная. Критиковать будут вас, и отвечать придется за все просчеты власти, в том числе федеральной. Если вы состоите в оппозиционной партии, то сможете говорить: “Я предлагал, но мою инициативу отклонили буржуи проклятые”. Но если вы - член правящей фракции, то у вас не будет даже такой лазейки. К тому же избиратель спросит с вас за все данные обещания и поданные надежды. Ответ придется держать “по полной”. Приготовьтесь к тому, что вам будут предъявлены листовки и буклеты с прошлых выборов: вы обещали школу, детский сад и прочие молочные реки… Сегодня, когда продолжается обнищание населения, удержать депутатский мандат профсоюзам будет все сложнее. Фраза “Крым - наш” давно лишилась магической силы.
В течение своего первого срока я совершил все типичные ошибки, какие только возможны, чтобы осложнить следующую кампанию. Чтобы их исправить, потребовалась полная концентрация сил и дикая предвыборная гонка. Тем ценнее мой опыт для действующих профсоюзных политиков.
В американской политологии есть термин “карпетбеггер” (carpetbagger), что переводится как “саквояжник”. Термин восходит к временам Реконструкции Юга 60 - 70-х годов XIX века. Сейчас это слово означает политического деятеля, живущего вне своего избирательного округа, или просто политического авантюриста. Так вот, за первые пять лет депутатского срока я превратился в самого настоящего саквояжника, приезжающего в Кукуево из областного центра порою на день и даже не распаковывающего свой багаж. Но меня это не смущало.
Первое, о чем хочется сказать, - об эмоциональном состоянии после победы и силе инерции. Предыдущей кампании вы отдались полностью (хочется в это верить), отложив все остальные дела, которых у профсоюзного лидера не может быть мало, если его работа не сводится к охране вывески на дверях кабинета. Первое время после выборов вы еще будете заниматься делами своего округа, активно решать проблемы избирателей, выполнять программу и наказы, которых вам надавали больше сотни. Вы даже несколько раз приедете в округ и проведете депутатский прием. Но потом вас огромной волной накроет масса отложенных дел, и выезды станут редкими, работа по защите прав избирателей вялой и т.д.
Инерция может тащить вас несколько месяцев, но затем она прекратится. Как прекратилась у меня. Осознав, что мои любимые члены профсоюза огромного по территории региона обделены вниманием, я ринулся наверстывать упущенное. Я это делал уже с депутатским значком на пиджаке, что облегчало мой труд. Не скажу, что облегчало сильно, передо мной не стали распахиваться все двери, но авторитета моей персоне добавило.
Увлекшись депутатскими выборами, я чуть было не “проспал” профсоюзные. В начале депутатской пятилетки подошел к концу мой первый председательский срок, и за спиной вырос серьезный конкурент, с еще более авантюрными наклонностями, чем у меня. С трудом, но пост удержать удалось. Причем для победы в этих профсоюзных выборах потребовалось опять-таки полное напряжение сил в течение нескольких месяцев.
Вести подряд две-три кампании оказалось непросто. Сконцентрировавшись на депутатстве, я ослабил внимание к профсоюзу. Почуяв, что в моей родной вотчине “запахло керосином”, я, позабыв о Кукуеве, переключился на профсоюзные выборы, после которых та же сила инерции погрузила меня в дела своей отрасли еще на несколько месяцев. Профсоюзные дела стали идти отлично - но тут кукуевцы почувствовали себя брошенными. Многие из них открыто заявляли мне это. Здесь кроется важнейший минус удаленного сельского избирательного округа (в чем и проявляется суть “саквояжничества”) - вам придется постоянно переключать внимание с профсоюзных дел на депутатские и наоборот. Преодолеть этот недостаток можно. Хоть и с трудом, у меня это получилось.
Я никогда не воспринимал депутатство как нечто отдельное от своей основной работы. Карьера госслужащего мне казалась скучной и нудной. Даже если это законодательная, а не исполнительная власть. А вот профлидер, статус которого утяжелен депутатским мандатом, - совсем другое дело. Мандат - это “довесок” к профсоюзной должности, а не что-то, живущее отдельной неинтересной жизнью.
Помню, после очередного профсоюзного пленума состоялся “товарищеский ужин”. Ко мне подошел рядовой член профсоюза, варщик целлюлозы, и с пролетарской прямотой спросил: “Зачем ты носишь этот значок на груди?” - “Выпендриваюсь, - не думая ни секунды, ответил я. Как-никак, я тоже обладаю рабочим происхождением. - Ведь ни у кого в этом зале нет такого значка, а у меня есть!” - “Спасибо за честность, - сказал подвыпивший варщик. - Я в тебе не сомневался”. Шутки шутками, а с помощью значка можно добиться многого, но он - не основное. Основное - профсоюзная деятельность.
Поэтому еще через год я стал баллотироваться на более высокий профсоюзный пост внутри нашего региона. В рамках той кампании мандат сослужил мне хорошую службу, поскольку претендент, обладающий подобным статусом, стоит априори выше. Действующего председателя я обыграл. Получилась интересная многоходовка: изначально не самый высокий профсоюзный пост помог мне добиться депутатства, затем депутатский значок способствовал овладению высшей профсоюзной должностью в регионе. Этот высший пост теперь должен обеспечить мне повторный депутатский мандат. Так и случилось, хотя и оказалось делом не столь простым.
Таким образом, пять лет первого депутатского созыва я был погружен в основном в профсоюзную работу. На этом фронте война велась масштабная, успешная, и заниматься своим избирательным округом мне было некогда. Я бессовестно проигнорировал постулат бывалых депутатов о том, что кампанию к следующим выборам надо начинать в тот момент, когда выиграл предыдущие. И подтвердил другой тезис, гласящий, что в политику легко войти - гораздо сложнее в ней остаться. Нет, не то чтобы я совсем не занимался Кукуевским районом. Что-то делал, куда-то писал, приезжал на важные и не очень важные мероприятия. Продолжал появляться в местной газете, но уже реже. И все это было как-то несистемно, от случая к случаю.
Однажды моему девятилетнему сыну взгрустнулось дома. Мы сели в машину и укатили по зимнику в самый дальний конец района отмечать с местным населением 23 Февраля. Объехали несколько поселков. В каждом я поздравлял жителей с праздником, говорил о том, что на таких деревнях и поселках держится вся Россия, дарил какие-то подарки. Нашему появлению очень удивлялись. Мой сын впервые увидел деревянную школу, участвовал с местными пацанами в сельской “Зарнице”, ел кашу из походного котелка, чего дома не сделал бы никогда.
Таким образом, я шумно напомнил о себе в одном из медвежьих уголков своего избирательного округа. Показал местным моего городского мальчика и развлек сына нетривиальной поездкой. В одном месте дорога шла прямо по льду Белого моря. Была пурга. Мы вышли из машины. Вокруг, насколько хватало глаз, все было белоснежное. “Вы по географии арктические пустыни проходили?” - спросил я сына. “Проходили”. - “Смотри, вот она!” Уже дома мой мальчик спросил: “Папа, а как они там живут без кинотеатра?” Эта история еще раз подтверждает, что никакой системности в моей работе не было и в помине.
Хотя поначалу я пытался “втиснуться” в Кукуево, совместив профсоюзную работу с депутатской. В то время в моем профсоюзе проводился эксперимент, ставший успешным, суть которого состояла в избрании сотрудников аппарата обкома председателями профкомов в “хиреющих” организациях. И как раз на градообразующем предприятии Кукуева наступил период безвластья. Длительное время местком не мог найти лидера в рядах пролетариата. Пришлось подхватить падающее знамя. В этом тоже сказалась сила инерции и желание углубиться в дела округа. Это случилось аккурат через полгода после победы на первых выборах. Местком единогласно избрал меня и.о. председателя, а еще через полгода отчетно-выборная конференция - полноценным руководителем на три года.
Как для профсоюзника, для меня это был бесценный опыт. Все-таки тот, кто не может спеть о себе “Я простой председатель профкома”, не обладает важнейшими практиками в общении с рядовыми членами профсоюза, работодателем (а с ним разразился жесточайший конфликт) и другими. Но у этой работы оказались велики побочные эффекты. Глубоко увязнув в делах первички, я ослабил свои позиции в отношении других предприятий моей отрасли. Вкупе с отвлечением на проблемы в целом избирательного округа это создало мне сложности на профсоюзном фронте. Да еще чисто профсоюзные, рутинные дела предприятия требовали много времени и давали совсем небольшой электоральный эффект. В “заводском” районе я свои позиции усилил. Но только там.
Системность в депутатской работе предполагает совсем другое. Нельзя сильно приближаться к чему-то одному в ущерб другим районам, поселкам и предприятиям. Всего не объять.
В результате этой трехлетки произошел перекос в одну сторону. Как следствие, отработав данный период, я сложил с себя полномочия, подыскав замену внутри коллектива. Что сильно облегчило мою ситуацию. Благо до следующих выборов оставалось больше года, было время исправить положение. Роль депутата, к тому же работающего на неосвобожденной основе, вовсе не состоит в решении будничных проблем избирателей. Его задача - выбивать деньги на проекты и правильно доносить информацию об этой работе до электората.
Как итог вышесказанному - совет: постарайтесь наладить системную работу и в округе, и в профсоюзе. Не нужно окунаться во что-то очень глубоко, а другое забрасывать. Попытайтесь равномерно распределить внимание между главными видами деятельности. Сделав это, успеете и там, и там - и не надо будет действовать в пожарном режиме, затыкая дыры в разных местах.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно