В начале августа вместе с заведующим отделом правовой защиты и охраны труда нашего профсоюза проверили соблюдение требований трудового законодательства на проблемном предприятии, где продолжается давление на первичку. Отдельное спасибо ЦК профсоюза - откликнулись на нашу просьбу и приехали на помощь (когда работодатели слышат, что проверяющие из Москвы, статус профсоюза повышается). В течение двух дней проверяли по разным направлениям: и порядок оплаты труда, и систему охраны труда, и режим труда и отдыха, и др. Все - в достаточно дружелюбной обстановке, в присутствии директора и представителей кадровой и юридической службы. Выявили много нарушений.
Например, еще в 2016 году на предприятии была проведена спецоценка, но до сих пор нет ни приказа о завершении СОУТ, ни доплат, ни доп. отпусков работникам, на рабочих местах которых выявлен “вредный” класс. Надо сказать, что СОУТ была проведена еще до создания на предприятии профорганизации. Директору порекомендовали договориться с профкомом и хотя бы с текущей даты установить доплаты, доп. отпуска, а конкретные размеры прописать в колдоговоре. Так же доброжелательно посоветовали завершить процесс колдоговорной кампании, который затянулся уже на год. Для начала - подписать колдоговор с протоколом разногласий и продолжить уже обсуждение по проблемным пунктам.
По окончании проверки и в такой же дружеской обстановке работодатель вручил запрос мотивированного мнения вышестоящей профорганизации об увольнении председателя ППО (!) на основании п. 81 ст. 7 - за “совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя”. (По хорошему - запрос не мнения, а согласия, а вообще-то по этому пункту ст. 81 ТК РФ и запрос не нужен.)
Мы были немного шокированы. Председатель ППО в это время находился на больничном: случился гипертонический криз в результате нервных потрясений из-за массовых сокращений работников, отказа работодателя пописывать колдоговор и многого другого. Несмотря на это, директор принимает решение: нет председателя - нет ни проблем, ни профсоюза, ни колдоговора, ни проверок. В общем, все проблемы вознамерился решить увольнением председателя.
По словам директора, он неоднократно предупреждал нашего председателя, что профлидер - образец для подражания на предприятии и что “такие действия” с его стороны недопустимы. Мы стали разбираться, что же произошло. По мнению председателя первички (он же - водитель автобуса), контрольно-ревизионная служба (КРС) провела так называемые “подсадки”: на остановке заходят пассажиры, водитель не успевает их “обилетить”, а на следующей остановке уже заходит контроль и составляет акт за провоз безбилетных. По первому случаю было замечание. А уже накануне нашей проверки КРС снова заактировала безбилетных пассажиров, но в этом случае председатель признал свою вину - не выдал билет пассажирам. Понятно, что многие водители “халтурят” на пассажирах, учитывая уровень зарплат, но под пристальным контролем оказались профактивисты.
Попытались договориться с директором о пересмотре меры дисциплинарного взыскания - увольнение заменить выговором или лишением премии. Директор запросил “гарантийное письмо” от обкома, что мы ручаемся за председателя ППО - водителя и даем гарантии, что таких инцидентов не повторится. И якобы тогда он пересмотрит свое решение, но при этом все-таки склоняется к увольнению “нерадивого” работника. По мнению директора, профсоюзом может заниматься любой. А с “этим” председателем надо разобраться окончательно и тем самым поднять авторитет директора перед коллективом, так как в последнее время работники, вдохновляемые таким председателем, стали все больше требовать соблюдения трудовых прав.
Средняя зарплата на предприятии - 19 500 руб., при этом никаких дополнительных гарантий и льгот для работников нет. И колдоговора нет. Тарифная (окладная) часть в зарплате не превышает 50%. А как насчитывается премия, мы так и не разобрались. Ее размер в расчетных листках указан по видам: премия “межгород”, премия “пригород”, премия “за льготников”, премия “заказ”. Однако какие критерии в основе подсчета - не определить. Что дает возможность работодателю злоупотреблять своими правами в части определения итогового процента базовой премии за месяц. И работник, отработав все рабочие смены по графику, не знает, на какую зарплату рассчитывать.
Требуемое “гарантийное” письмо мы предоставили, только с иной формулировкой: “Просим пересмотреть дисциплинарное взыскание по отношению к председателю ППО, не освобожденному от основной работы…”
Прошла неделя, в первый рабочий день после больничного председателю ППО все-таки вручили трудовую книжку и расчет. Директор решения так и не изменил.
В свою очередь мы в справку о проверке максимально включили все выявленные нарушения. Направили представление. По истечении срока для устранения нарушений будем работать с контролирующими органами в отношении данного предприятия.
Председателя ППО мы настроены восстановить на работе. Оснований достаточно. Как минимум водителю, который несет ответственность за жизни и здоровье пассажиров, выполняет требования безопасности дорожного движения, не должно вменяться в обязанность “обилечивание” пассажиров, и к тому же без дополнительной оплаты.
При разговоре с директором мы пытались убедить его, что, несмотря на увольнение председателя с основной работы, он может продолжать быть председателем первички, что необходимо выстраивать диалог. Однако на решение руководителя это не повлияло.
К тому же большинство членов профсоюза подпали под сокращение. Кто согласился уйти по собственному желанию - уже переведены на срочные трудовые договоры к другому работодателю. Члены профкома уволены по сокращению либо по статье, как председатель.
Невольно вспоминается наш лозунг: “Где профсоюз, там гарантии!” Вот только почему-то в отношении профактивистов это не работает.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно