У нашей рубрики за время ее выхода в “Солидарности” появилась традиция: раз в год, а то и чаще, мы смотрим фильмы Кена Лоуча. Можно сказать, он стал нашим другом, к которому можно обратиться в трудную минуту и который никогда не подведет. Сегодня мы хотим вспомнить его картину “Хлеб и розы” 2000 года. Для меня это один из лучших фильмов Лоуча и самый обаятельный, как бы странно это ни прозвучало по отношению к творчеству нашего британского друга.
Фильм начинается с того, что границу США нелегально переходят (вернее, стремительно перебегают) несколько мексиканцев. Среди них - главная героиня Майя, которая бежит в Лос-Анджелес к своей старшей сестре. Напряжение первых кадров, связанное со страхом быть застигнутым в момент преступления, сменяется ощущением авантюрности всего происходящего. Это ощущение возникает благодаря легкой жизнерадостной музыке, которая звучит в фильме на всем его протяжении, а вначале создает впечатление, будто дальше нам предстоит увидеть веселое приключенческое кино, а никак не драму.
Еще больше, с первых секунд, обращает на себя внимание работа оператора. Он не просто снимает, но как будто проживает жизнь героев фильма. Кроме того часто кажется, что камерой управляет человек-невидимка: его присутствия актеры вообще не замечают. Оператора зовут Барри Экройд, и на сегодня он точно один из лучших в мире в своей профессии. С Кеном Лоучем у них 12 совместных работ. Экройд начинал с телевизионной документалистики, как и Лоуч, а его первой работой в игровом кино стала картина все того же Кена Лоуча “Рифф-Рафф”.
Фильм “Хлеб и розы” идет один час сорок пять минут, но вы этого не заметите. Повествование развивается в таком темпе, что только и успеваешь следить за происходящим на экране. Сначала бежит, точнее, дважды сбегает Майя, потом в беге практикуется профсоюзный активист Сэм Шапиро. Их пути пересекаются в большом офисном центре, куда Майя не без труда устраивается уборщицей, а Шапиро приходит туда, чтобы уговорить ее коллег вступить в профсоюз обслуживающего персонала.
Задача у Шапиро сложная. Уборщики, все до одного, мигранты, часто нелегальные, и счастливы иметь эту работу. Пусть им платят копейки, но платят же. Кто-то здесь несколько месяцев, а кто-то уже много лет. Потерять эту работу для них было бы настоящей трагедией. Одна из самых невыносимых сцен фильма - эпизод, когда пожилую уборщицу, опоздавшую на свою смену, прилюдно унижает и оскорбляет местный босс. А потом при всех увольняет. Я не знаю, как снималась эта сцена, но у меня осталось стойкое ощущение, что это документальные съемки. Если уборщицу, которую увольняют за опоздание, играет актриса, то это гениальная актриса! Кажется, что перед нами реальная уборщица, у которой сейчас случится сердечный приступ от мысли, что она остается без работы.
Кто не сдается в этом фильме, так это Сэм Шапиро в исполнении Эдриана Броуди. Его герою, вечно с взъерошенной прической и постоянной улыбкой на лице, незнакомо уныние. Он из раза в раз настраивает рабочих на борьбу за свои права, учит их протестовать и подводит к логичному (и вечному) вопросу: если не мы это сделаем, кто это сделает за нас? Как точно подмечает один из уборщиков - “мы сильнее, чем кажется”. В результате эти забитые жизнью люди из самых низших слоев общества надевают красные футболки и выходят на улицу. Они скандируют: “Все в наших силах!” - а на плакатах отчаянно пишут: “Нам нужен хлеб, но и розы тоже”.
В конце фильма Кену Лоучу на минуту удается провести зрителей: он приготовил “обманку” в виде счастливого финала. Но мы-то знаем, что у Лоуча не бывает таких финалов. “Хлеб и розы” не исключение, хотя героев фильма все равно можно назвать победителями. Они преодолели страх и поверили в себя.
Картина “Хлеб и розы” интересна не только сильной историей и кинематографическими особенностями, о которых было сказано выше, но и невероятным кастингом. Здесь нет ни одного случайного исполнителя. Большая удача фильма - актерский дуэт Пилар Падилья и Эдриан Броуди. Их герои и они сами придают картине то самое обаяние, ради которого, в том числе, стоит смотреть этот выдающийся фильм.
Александр Шершуков:
- Когда в начале 2000-х годов газета “Солидарность” вместе с Международным союзом пищевиков стала спонсором перевода “Хлеб и розы” на русский язык, я не предполагал, что через примерно 15 лет буду анализировать содержание этой картины. Есть два важных смысловых акцента, на которые обращаю ваше внимание. Ключевая фраза “Чем ты жертвуешь?” раскрывается здесь по-разному. И через вопрос героини-уборщицы профсоюзному организатору (которому, кстати, за создание профячеек платят неплохие деньги и которого, в отличие от нее, не уволят). И через готовность того же профорганизатора конфликтовать с непосредственным начальством в профсоюзе, которое уже теряет терпение из-за обилия судебных исков. И через способность и неспособность самих работников защитить свои права.
Второй акцент - это участие в роли “самих себя” целой группы киноактеров. То есть представьте себе, как если бы Данила Козловский, Иван Ургант, Светлана Ходченкова поучаствовали в малобюджетном социальном фильме, где уборщицы добиваются повышения зарплаты от жадных корпоративных юристов. Поучаствовали не за деньги, а просто в силу убеждений. В России для деятелей культуры пока привычнее собирать деньги на благотворительность. Но не публично и массово поддерживать борьбу работников за свои права. Дождемся ли?
“Хлеб и розы”
Фильм Кена Лоуча про молодую мексиканку, которая нелегально пересекла границу Мексики и США. С помощью сестры она устроилась уборщицей в офисное здание, где знакомится с профсоюзным организатором, призывающим создать профсоюз и требовать повышения зарплат и медстраховку.
Действующие лица и исполнители:
Майя - Пилар Падилья; Сэм Шапиро - Эдриен Броуди; Роза - Эльпидия Каррильо; Берт - Джек МакГи.
Награды:
2000 - номинация на “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля; победитель в категории “Лучший художественный фильм” Международного кинофестиваля “Долина Темекула”, Калифорния; награда Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) за победу в категории “Лучший европейский фильм” Международного кинофестиваля в Рио-де-Жанейро;
2001 - номинации на приз “Британского независимого кино” в категориях “Лучшее британское независимое кино”, “Лучший режиссер” (Кен Лоуч), “Лучший сценарий” (Пол Лаверти); награда “Феникс” Международного кинофестиваля в Санта-Барбаре; номинация на награду “Артиос” в категории “Лучший подбор актеров для независимого художественного фильма” Американского общества специалистов по кастингу (Ронни Йескель, Ричард Хикс);
2002 - награда фонда Imagen Foundation за создание положительного образа латиноамериканцев в индустрии развлечений. Победитель в категории “Лучший театрально-художественный фильм”; награды Американского общества политического кино в категориях “Демократия”, “Права человека”; награда ALMA (“Латиноамериканское искусство в медиа”) латиноамериканской правозащитной организации UnidosUS в категории “Выдающаяся актриса второго плана в художественном фильме” (Эльпидия Каррильо).
Материал опубликован в "Солидарности" № 4, 2019
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Самая эмоционально сильная сцена для меня - в доме сестры главной героини, когда она рассказывает какими способами ей приходилось зарабатывать деньги, чтобы посылать их на содержание семьи на свою родину - в Мексику.
Однозначно, этот фильм будет и дальше жить на экране, поскольку запрос на социальную справедливость сегодня как никогда силен в обществе.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно