Америка, конец 1970-х годов. Звезда Голливуда, автор вестернов и боевиков Сэм Пекинпа приступает к съемкам одного из своих последних фильмов, “Конвоя”. Пекинпа к этому времени уже серьезно страдал от алкогольной и наркотической зависимости, поэтому фильм поручили снимать второму режиссеру картины Джеймсу Коберну. На результате это не сказалось плохо, скорее наоборот - “Конвой” стал самой коммерчески успешной работой в карьере Сэма Пекинпа. Фильм купили даже в СССР.
В основе сюжета - конфликт дальнобойщиков с дорожной полицией. Последние штрафуют водителей грузовиков за превышение скорости, и чаще это оборачивается грубым вымогательством. Перед нами типичное роуд-муви, первая половина которого вызывает больше зевоту, чем повышенный интерес к происходящему. Бескрайние поля и пустынная дорога впереди, остановки в кафе и флирт с женщинами. Действие приобретает остроту с появлением шерифа, главного врага дальнобойщиков. Первая запоминающаяся сцена - это драка в кафе, в результате которой шериф Лайл Уоллес оказывается прикован к барному стулу. Вообще сцены драк и аварий в фильме сняты на высшем уровне. Даже равнодушный к таким кадрам зритель будет заворожен.
Ближе к середине в картине появляется политическое звучание. Главный герой по прозвищу Резиновый Утенок неожиданно становится организатором стихийного протеста шоферов. Утенок едет во главе колоны грузовиков, к которой присоединяются все больше и больше водителей. Всем им надоело обслуживать неумеренные аппетиты автоинспекторов. И здесь параллельно начинают развиваться две важные темы. Первая - это тема солидарности дальнобойщиков, показывающих, что они - сила и с ними лучше договориться по-хорошему. Вторая - поведение представителей власти. Диалога с Утенком и его коллегами добивается помощник губернатора штата. Он, кажется, искренне хочет понять цель их протеста. Вскоре, однако, выяснится, что губернатор участвует в выборах, ему не нужны лишние проблемы, поэтому он и отправляет помощника к дальнобойщикам.
Наверное, советский зритель в этом фильме сделал для себя много открытий. Здесь можно было увидеть не только то, как во вражеской Америке процветает вымогательство, но и как проходит предвыборная кампания, а еще как работают СМИ. Например, когда о протесте водителей грузовиков знает уже вся страна, журналист пытается купить у подруги Резинового Утенка фотографию, предлагая ей 500 долларов. Капитализм во всей красе, одним словом.
К концу фильма тема отношения власти к протесту дальнобойщиков выходит на первый план. А роуд-муви превращается в сатирическую комедию с элементами сюрреализма. Губернатор обращается к водителям не иначе как “братья шоферы” и говорит, что именно в них живет истинный дух Америки. “Голос Резинового Утенка будет услышан”, - обещает губернатор. Все эти заявления звучат на траурной церемонии прощания с Утенком, который несколькими кадрами ранее на своем грузовике рухнул с моста в реку.
И здесь настигает главное разочарование. Авторы фильма разыграли не только губернатора, но и зрителей. Резиновому Утенку удалось выжить, практически как герою сказок. Он продолжает свой путь по бескрайним дорогам Америки вместе с другими водителями грузовиков. Они победили и стали еще сильнее. Но есть и серьезный вывод из этой истории - победить можно только объединившись, когда слово “солидарность” приобретает значение девиза, а простые мужики за рулем больших машин становятся похожи на мушкетеров, у которых, как известно, “один за всех и все за одного”.
Александр Шершуков:
“Конвой” впервые я как раз и смотрел в советском кинопрокате. Ориентируясь, правда, не на социальный смысл, а на героиню Эли Макгроу (и там есть на что ориентироваться!). Если же оценивать “социалку”, то собственно “профсоюз” в фильме появляется единственный раз: в диалоге главного героя - водителя с главным злодеем - шерифом, когда Резиновый Утенок говорит тому, что скоро полицейские войдут в профсоюз дальнобойщиков.
По большому счету, это фильм о возможности протестной самоорганизации людей. Когда имеющиеся структуры не удовлетворяют потребности, но желание защитить свои права - главенствует. Впрочем, так ли уж далеки от нас проблемы роста цен на бензин, беспредела полиции на дорогах и вымогательства?
Конечно, глупо ждать от дорожной истории организационно-юридического рецепта разрешения социальных неурядиц. Особенно глядя на драку водителей с полицейскими в закусочной, выдержанную, скорее, в традициях вестернов. Однако, если мы вспомним, что американский профсоюз дальнобойщиков был и остается одним из наиболее сильных объединений в США, то на экране мы действительно можем увидеть не форму, но дух этого объединения. В сопровождении Эли Макгроу.
“Конвой”
Фильм 1978 года о борьбе американских дальнобойщиков с коррупцией на дороге. Они вступают в конфликт с шерифом, который вымогает деньги, и в знак протеста создают “конвой” - колонну из многих грузовиков. Во главе становится опытный дальнобойщик по прозвищу Резиновый Утенок.
Награды:
1980 - награда “Золотой экран” Федеральной ассоциации кинотеатров Германии, присуждаемая фильму, если в течение 18 месяцев на его показы по всему миру было продано более 3 млн билетов.
Действующие лица и исполнители:
Мартин “Резиновый Утенок” Пенуолд - Крис Кристофферсон; Мелисса - Эли Макгроу; шериф Лайл Уоллес - Эрнест Боргнайн, Бобби “Розовая мечта” - Бёрт Янг.
Материал опубликован в “Солидарности” № 2, 2019
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно