Одним из главных событий в истории рабочего движения Англии называют забастовку британских шахтеров в 1984 - 1985 годах. И это несмотря на то, что битву с правительством Маргарет Тэтчер бастующие проиграли. Сейчас даже трудно представить, что стачка, кто бы и где ее ни устраивал, могла продержаться целый год. Тогда в нее тоже верили далеко не все. Можно удивляться, но существенное влияние на ход шахтерской забастовки оказала активная поддержка ЛГБТ-сообщества. Именно этот факт лег в основу фильма “Гордость” режиссера Мэттью Уорчаса. Картина вышла на экраны относительно недавно, в 2014 году, и имела невероятный успех у зрителей и критиков.
Успех фильма легко объясним - сильная история, блестящий актерский состав и тонкая режиссура. В Англии Мэттью Уорчаса знают больше как театрального режиссера. “Гордость” - всего лишь вторая его работа в кино, что не помешало Уорчасу с лету попасть на Каннский фестиваль в программу “Двухнедельник режиссеров” и получить награду “Квир-Пальмовая ветвь”.
Сюжет фильма прост. Геи и лесбиянки видят в бастующих братьев по несчастью - “шахтерские сообщества травят, как и нас”. По собственной инициативе собирают для них деньги и бесстрашно едут прямо в эпицентр забастовки. Там прибывших встречают, мягко говоря, настороженно, но постепенно отношение к этим странным ребятам меняется. К концу фильма геи и шахтеры становятся настоящими друзьями. Мэттью Уорчас и сценарист Стивен Бересфорд рассказывают эту почти фантастическую историю легко, с юмором и без лишнего пафоса. У них нет желания специально показать геев и лесбиянок в лучшем свете. Если в этом фильме и есть пропаганда, то это пропаганда солидарности и нормального человеческого отношения друг к другу, кем бы этот другой ни являлся: геем, шахтером, негром или кем еще.
Именно в этом, на мой взгляд, главная причина успеха “Гордости”. Зрители увидели в фильме то, чего не хватает в жизни: бескорыстной взаимовыручки и поддержки, когда один человек помогает другому не потому, что он таких же политических взглядов или вероисповедания, а просто потому, что оба - люди. Фильм Уорчаса деликатно напоминает: в этом, собственно, и есть смысл жизни - помогать друг другу, не взвешивать плюсы и минусы, а просто подставить плечо, когда это нужно, пусть и незнакомому человеку. К тому же оказывается, что чем сильнее между нами разница, тем больше мы можем дать друг другу. И это тоже хорошо показано в фильме.
Действие картины происходит, напомню, в середине 1980-х. Дух времени передан авторами очень атмосферно. Костюмы и прически лишены нарочитости, атмосфера жизни двух разных слоев общества предстает во всех нюансах. Политическая обстановка в стране дается фоном, но тоже точно. Главный источник информации - телевизор, все смотрят новости, в которых однажды появляется сама Маргарет Тэтчер. Это документальная хроника, в которой премьер-министр произнесет что-то о выбранном ею “стиле решительного лидерства”. Мэттью Уорчас позже расскажет, как во время забастовки Тэтчер заявляла: такого понятия, как общество, не существует, есть лишь отдельные люди. По словам режиссера, главные герои “Гордости” убеждены в обратном, они верят в силу единства.
Хотя авторы избегают лишней сентиментальности, в финале картины трудно не прослезиться - шахтеры с семьями приезжают в Лондон на гей-парад поддержать своих друзей. Если бы этого не было в жизни, авторов можно было бы заподозрить в буйной фантазии. Но так было на самом деле. Что касается забастовки шахтеров, то, продержавшись год, они вынуждены были смириться с политикой Тэтчер и свернуть протест. В последующие годы угольные шахты в стране постепенно прекращали свою работу. В 2008 году Великобритания приняла закон о закрытии оставшихся шахт. Последняя закрылась в конце 2015 года.
Александр Шершуков:
- Примерно через два часа после окончания фильма мой рот, автоматически открывшийся при просмотре, закрылся, и я свыкся с мыслью о том, что мнение нужно будет высказывать публично...
Вопрос о том, чью помощь можно принимать во время забастовки, в фильме обернулся стороной, мягко говоря, не очень воспринимаемой на нашей северной земле. Конечно, шахтеры Уэльса образца 1984 года отличались от шахтеров, скажем, Донбасса образца 1989 года - периода шахтерских забастовок в СССР. Да и условия забастовок отличались. У нас на территории стачки была запрещена торговля спиртным в принципе. Английские горняки - сидят в пабе с кружкой пива. Предположения о том, что было бы с представителями секс-меньшинств, если бы они приехали в 1989 году в Кузбасс “поддержать таких же, как мы, угнетаемых”, - я не решусь озвучить даже в половинном объеме. Да и сейчас, несмотря на публичное участие этой группы населения в некоторых акциях альтернативных профсоюзов в Москве, нужно делать поправку на место действия: эксперимент в чистом виде был бы интересен в том же Кузбассе.
Но если абстрагироваться от вопроса “развратят ли геи и лесбиянки профсоюзное движение своей поддержкой?”, то найдутся вопросы поинтереснее. Относящиеся к сегодняшнему дню.
В 1984 году забастовку шахтеров гораздо активнее, нежели секс-меньшинства (меньшинства - на тот момент), поддержали левые - социалисты и коммунисты. Собственно, председатель Национального профсоюза шахтеров Артур Скаргилл был членом Лейбористской партии, из которой вышел после того, как в 1996 году партия радикально изменила свою программу. Он сам тогда основал Социалистическую рабочую партию.
Так вот, первый вопрос: как изменились приоритеты общества, если относительно небольшой, хотя и экзотический эпизод раздувается в эпохальное “полотно солидарности”?
Далее. В 1984 году картина выглядела так: меньшинства поддержали большую и достаточно консервативную структуру. Причем неожиданно для самой структуры. Прошло более 30 лет. Сейчас в западных профсоюзах тема защиты прав секс-меньшинств является одной из профильных. Притом сами эти меньшинства (или бывшие меньшинства?) гораздо менее активно поддерживают профсоюзы, нежели это изображено в фильме.
Второй вопрос: не случилось ли так, что за эти 30 лет стороны поменялись местами - геи и лесбиянки стали уважаемыми в тамошнем обществе, чуть ли не консерваторами, а профсоюзы... профсоюзы вытеснены в новое гетто меньшинств?
Несмотря на оболочку, которая может шокировать человека, относящегося к профсоюзам, над сутью фильма имеет смысл подумать.
“Гордость”
Драматический фильм 2014 года рассказывает о малоизвестном эпизоде истории Великобритании - о том, как группы геев и лесбиянок из Лондона объединились, чтобы собрать деньги для бастующих шахтеров в Уэльсе во время подавления профсоюзного движения премьер-министром Маргарет Тэтчер.
Награды:
2014 - “Квир-Пальмовая ветвь” Каннского кинофестиваля;
2014 - Приз зрительских симпатий Гентского международного кинофестиваля;
2014 - Приз зрительских симпатий Лейденского международного кинофестиваля;
2014 - Премия за лучший британский независимый фильм Британского независимого кино.
Действующие лица и исполнители:
Клифф - Билл Найи; Хефина Хидон - Имельда Стонтон; Джонатан Блэйк - Доминик Уэст; Гетин Робертс - Эндрю Скотт; Джо Купер - Джордж Маккэй.
Материал опубликован в "Солидарности" № 19, 2017
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно