С 18 по 23 мая в Москве проходил международный фестиваль документального кино Doker. Это молодой фестиваль, который показывает лучшие документальные фильмы со всего света. В основной конкурсной программе было представлено 15 неигровых работ. Среди них - картина камбоджийского режиссера Лиды Чан “Красная одежда”. Фильм рассказывает о массовых акциях протеста работников швейных фабрик в Пномпене.
Около 80% промышленности Камбоджи составляет швейная отрасль. На местных фабриках производится одежда известных мировых брендов. Большая часть продукции отправляется потом в США и страны ЕС. В фильме “Красная одежда” мы видим людей, которые иной раз трудятся 24 часа в сутки и получают за это 80 долларов в месяц. Поводом для протестов стала невыплата заработка за четыре месяца. Герои фильма живут практически в нищете. Четыре тысячи рабочих выходят на демонстрацию, обращаясь к ООН и другим негосударственным организациям с призывом остановить произвол работодателей.
Лида Чан документирует протестные выступления и показывает, как они отражаются на жизни одной камбоджийской семьи. Глава этой семьи, молодой рабочий, получает серьезные ранения во время демонстрации: власти начинают стрелять по людям, называя их провокаторами и анархистами. Лида Чан использует простые приемы, чередуя репортажные съемки с наблюдением за жизнью героев и интервью с ними. Мы узнаем, что многие начинают работать на швейной фабрике еще в подростковом возрасте, не получая даже зарплату. При просмотре фильма приходишь к главному заключению: быть рабочим в Камбодже считается чем-то вроде наказания и даже проклятия. “Без образования станешь рабочим”, - пугают детей родители.
Режиссер показывает, что в Камбодже еще сильны воспоминания о режиме красных кхмеров. Особенно среди старшего поколения. Старики боятся новых репрессий и отговаривают молодежь идти против властей. Потому особое место в фильме занимает изображение профсоюзов. Их лидеры - молодые мужчины, поражающие своим бесстрашием и упорством. Они вопреки всему скандируют: “Слава рабочим!” и требуют улучшения условий труда. Не отстают от мужчин и женщины, которые творчески подходят к уличным выступлениям, делают плакаты с образцами женского белья известной марки и устраивают с ними настоящее представление.
Лида Чан показывает и жизнь сельского населения Камбоджи. Оно тоже ведет свою борьбу за выживание. Большинство спасается за счет продажи риса. Но содержание рисового поля требует сил и все тех же денег. У стариков нет ни того, ни другого. А молодежь уезжает в надежде на лучшую жизнь в столицу, но вместо этого оказывается в бесправном положении.
Автор фильма говорит, что хотела исследовать дух солидарности и взаимопомощи среди рабочего класса Камбоджи. В картине запечатлен первый случай в истории страны, когда рабочие восстали против систематической эксплуатации. “И я выражаю свое восхищение мужеством сельских жителей, ставших рабочими в городе, я также хочу добавить свой голос к их неуслышанным голосам”.
В фильме сообщается, что пятеро рабочих погибли во время столкновения с полицией, многие были ранены. Опасаясь дальнейших репрессий, люди вернулись на фабрики, как отмечает автор, “к ежедневному рабскому труду”. В финальных титрах фильма говорится, что за стрельбу в рабочих никто осужден не был, расследование гибели людей даже не проводилось. Голоса же протестующих были услышаны только через два года - их зарплату увеличили до 140 долларов в месяц.
Когда я смотрела фильм “Красная одежда”, то чувствовала, что тоже в некотором роде поддерживаю эксплуатацию рабочих из азиатских стран. Потому что покупаю одежду, которую они шьют. И от этого ощущения сложно отделаться. Пожалуй, это главное, что должно происходить со зрителем после просмотра фильма, - почувствовать и свою ответственность за обман людей, шьющих за копейки для тебя футболки и платья, которые ты потом будешь беззаботно носить.
Александр Шершуков:
- Работники, голодающие из-за того, что их “хозяин” бежал, не заплатив им денег... Эта история, возможно, удивит живущих в Западной Европе. Но, увы, не россиян, чьи зарплаты могут уплыть в неизвестном направлении точно таким же образом. Разница в том, что и протесты у нас не такие “резкие”, и борьба с этими протестами - не такая “огнестрельная”. А в остальном-то?
Все это любопытно сравнивать с разговорами о том, что-де скоро вкалывать будут роботы, а гражданам нужно готовиться к получению “безусловного дохода”, который им предоставит то ли государство, то ли бизнес... Сначала - разговоры, а потом выясняется, что на заводе Илона Маска - технологического “пророка” современности - работники падают в обмороки.
Так что роботов нам пока бояться не следует. Кирки и совковой лопаты они у нас не отнимут. А вот фильм посмотреть стоит. И для того, чтобы понять, как и за счет кого к нам попадают на прилавок недорогие бренды. Как и за счет кого увеличивают свою капитализацию и прибыль фирмы, громко голосящие о том, что “вся наша прибыль за счет креатива”. И заодно - понять, что даже огнестрельное оружие не останавливает людей, борющихся за свои права.
“Красная одежда”
Документальный фильм политической активистки, журналистки и режиссера Лиды Чан, вышедший на экраны в 2016 году, повествует о борьбе за свои права работников швейных фабрик в Пномпене (Камбоджа).
Награды
2016 - приз за лучший документальный фильм кинофестиваля Free Spirit, Индия.
2016 - премия “Азиатская перспектива” Международного фестиваля документального кино DMZ, Корея.
Материал опубликован в "Солидарности" № 21, 2017
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно