Top.Mail.Ru
Вадим Панов

О писателях, личности и нейросетях

Вадим Панов
Писатель-фантаст

Обучая знаменитую нейросеть рисованию, разработчики “скармливали” ей бесчисленное множество картин бесчисленного множества художников, в том числе современных, в надежде… в надежде, что у них что-нибудь получится. В результате получился грандиозный скандал, когда один из художников обнаружил на созданном нейросетью изображении изрядную часть своей картины. Почему так получилось? Ответ на этот вопрос может занять два-три дня - если вы обратитесь к специалисту по нейросетям, или уложиться в несколько слов, которые все объяснят. Нейросеть - не личность, даже не искусственная личность, ведь, несмотря на то что термин “искусственный интеллект” прочно вошел в нашу жизнь через доносящиеся с разных трибун речи, его пока трудно назвать именно “интеллектом”. Поэтому процесс обучения нейросети путем заталкивания в нее всех материалов “по теме” может дать эффект “нерадивого школьника” - когда на выходе пользователь нейросети получит сляпанную на скорую руку компиляцию из прочитанного и просмотренного.

БЕЗ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА

И возмущение художников можно понять: кому понравится видеть свои произведения в качестве составной части выдаваемого нейросетью продукта?

Аналогичная вспышка гнева случилась у голливудских сценаристов, узнавших, что продюсеры фильмов и сериалов вполне удовлетворены сценарным продуктом нейросетей, которые пишут в режиме 24/7, без запоев и не требуют больших гонораров. А собственно сценаристам предлагается выступать в роли редакторов, придавая нейросетевым текстам читабельный… простите - снимаемый вид.

Тут, конечно, нужно задаться вопросом, как так получилось, что результат работы сценаристов с легкостью заменили результатом работы нейросети. Но мы не станем в это углубляться, потому что случаи бывают разные, новые Ники Пиццолатто рождаются нечасто, а очередной сезон нужен, хоть ты тресни. И тогда звучит знаменитая фраза: “Приемлемо!” Но мы должны понимать, что как только она прозвучала в какой угодно творческой “кухне” - хоть в мастерской художника, хоть в кабинете сценариста или журналиста, - это сигнал о том, что в дверном косяке застыла фигура нейросети. Нет, она не дергается в нетерпении - машинам терпения не занимать. Она просто услышала восклицание “Приемлемо!”. Узнала, что здесь сдают то, что получилось, а не то, что хотелось сделать, и решила подождать, когда позовут ее - работающую в режиме 24/7. Ведь когда идет поток, самое главное - это стабильность, а в стабильности машинам нет равных.

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ЛЮДЕЙ…

Сценаристы сумели отстоять свои права, во всяком случае - пока. Что получится - и получится ли? - у художников, пока непонятно. Но на фоне этих скандалов разработчики другой нейросети - литературной - объявили, что собираются “обучать” ее, заставив прочитать - или что там нейросеть делает с книгами? - содержимое всех существующих библиотек. И журналисты обратились ко мне с вопросом: не против ли я? И, полагаю, несколько удивились, узнав, что нет.

Почему? Потому что книги предназначены для того, чтобы их читали. В том числе - будущие авторы. И то, что данный будущий автор - нейросеть, принципиально ничего не меняет - пусть учится. Но вот учится ли она? И это отнюдь не философский вопрос.

Когда учится человек… сейчас я имею в виду - учится творить, учится быть скульптором, художником или писателем, - так вот, когда учится человек, то результатом его обучения будет предложение сделать что-то свое, что-то особенное, что-то такое, чего еще не было. Уникальная идея, своеобычный слог или манера повествования, неповторимый авторский стиль - мы хотим видеть, чем новый творец отличается от других скульпторов, художников и писателей. Мы надеемся увидеть нечто, благодаря чему можно зааплодировать и сказать: “Талант!” Или, что случается значительно реже, но ощущается намного глубже, с почтением произнести: “Гений”. Способна ли нейросеть заставить нас произнести эти слова? Разработчик нейросети скажет: “Время покажет”. Я же предлагаю вернуться в начало колонки и увидеть слово “личность”. Насколько важно для творческого человека быть личностью? Настоящим человеком с твердым внутренним стержнем. Обладающим собственным опытом, а не “пониманием происходящего”, скомпилированным на основании прочитанных книг. Имеющим собственное мнение и принципы.

ИМЕЮЩИМ ЧТО СКАЗАТЬ

Что мы ищем в книгах? Контент или человека, рассказывающего нам историю о людях? Сумеет ли нейросеть добиться от нас сопереживания? Разработчик нейросети скажет: “Время покажет”. Я скажу: для этого ей сначала нужно стать человеком. И мое мнение не изменится.

ОТ РЕДАКЦИИ

Новым колумнистом “Солидарности” стал писатель-фантаст Вадим Панов

Хорошие писатели-фантасты часто становятся если не провидцами, то прогностами, предсказывая появление как отдельных изобретений, так и обустройство целых отраслей. Жюль Верн, Карел Чапек, Алексей Толстой, Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Станислав Лем… Список фантастов-предсказателей можно продолжать долго. Равно как и перечень их сбывшихся предсказаний: подводные лодки, космические корабли, роботы и роботизация в целом, планшеты, банковские карты, интернет…

Размышляя о том, как мир будет выглядеть завтра, фантасты-прогностики не просто фантазируют, но смотрят на существующие технологии и тренды, анализируют научные и социологические исследования, вчитываются в отчеты крупнейших компаний. Такие подходы позволяют рисовать вероятные образы будущего и в каком-то смысле это будущее формулировать.

“Солидарность” попросила писателя-фантаста Вадима Панова поработать в качестве колумниста-прогностика с темами, лежащими на стыке развития технологий, будущего сферы труда и социальных отраслей. Словом, всего того, из чего и состоит наша жизнь.

“А”-СПРАВКА

Вадим Панов родился в 1972 году в семье военнослужащего.

1989. Поступил в Московский авиационный институт на факультет радиоэлектроники летательных аппаратов. В годы учебы участвовал в деятельности студенческого театра “Зеркало”, где в 1994 году по пьесе Панова был поставлен спектакль “Такие игры”.

2001. Опубликован дебютный роман “Войны начинают неудачники”, положивший начало циклу “Тайный город”. На основе этого популярного цикла книг впоследствии был снят сериал, созданы настольные и карточные игры. Кроме того Панов - автор фантастических циклов “Анклавы”, “Аркада” и других, в которых, в частности, описываются гипотетические варианты будущего человечества.

2022. Вышла книга Панова “Симулятор безумия. Как Четвертая промышленная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus”. В отличие от других работ автора “Симулятор” - произведение скорее прогностическое, чем фантастическое. Большинство прогнозов, выкладок и выводов в книге основано на научных и статистических исследованиях, проводимых в разных странах и международными институтами.

2023. Вадим Панов стал одним из спикеров форума “Профсоюзы. XXI век”.

Награжден несколькими престижными премиями, в том числе “РосКон”, “Час Быка”, “Филигрань”, “Басткон”, “Портал”, “Звездный мост”, “Серебряная стрела”.

Женат, воспитывает двух дочерей.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости Партнеров
Все авторы


Новости СМИ2


Киномеханика