06 / 08 / 2011
Медленная смерть оборонки
В последнее время слово «гособоронзаказ» у большинства людей ассоциируется только со словом «отсутствие». Со страниц газет все чаще слетают осторожные и не очень рассуждения о гибели оборонного производства и развале армии. В блогах пишут еще жестче и конкретней, напрямую обвиняя правительство в развале обороноспособности страны.
Не радуют и рецензии заграничных экспертов. По словам Уильяма Фоккингена, отвечающего в Пентагоне за международное военно-техническое сотрудничество, от оборонного потенциала России, осталось не более 6%. А при продолжении существующих тенденций через пять лет останется 0.
И пока Министерство обороны рассылает уже весьма сомнительные обещания вот-вот дать заказ, проглядывая, тем временем, прайс –листы импортных компаний, российские заводы и комплексы откровенно бедствуют.
Судьбы многих из них как две капли воды похожи на судьбу оборонно-промышленного комплекса «Молот», о котором многократно писала и, к сожалению, еще будет писать «Солидарность».
За те несколько лет, которые откровенно бедствует «Молот» в стране менялся климат, лица чиновников, голоса, которые произносят обещания. Не меняется только суть происходящего. Комплекс ждет заказов, которых нет, а люди ждут зарплаты, которую задерживают месяцами.
Первый звоночек о том, что надежная прежде почва уходит из вод ног, прозвенел в 2006 году коллективным трудовым спором. Уже тогда руководство завода, ссылаясь на отсутствие денег, отказалось выполнить требования профорганизации и повысить зарплату работникам в соответствии с ОТС.
С ноября 2008 года работники завода “Молот” и вовсе получали деньги только через судебных приставов. Большая часть работников была отправлена в оплачиваемый простой. И только благодаря твердой позиции профкома им даже была назначена компенсация в размере 2/3 от средней зарплаты.
Затем пришел уже далекий теперь, кризисный 2009 год, который предприятие ОАО “Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот” и вовсе встретило всеобщим простоем. Счета предприятия были арестованы, оборотные средства отсутствовали.
- Производство остановлено с 11 января, - рассказывала тогда председатель профкома “Молота” Галина Судовикова. - Сначала был приказ об этом на период с 11 по 31 января, потом очередной - еще на неделю. Сейчас действует уже четвертый приказ: срок простоя опять продлили - до 31 марта. Но не факт, что завод будет работать. И положение нашего предприятия, можно сказать, безвыходное - нет оборотных средств.
Но тут, 17 февраля 2009-го, пришел ответ на письмо профкома на имя председателя правительства РФ Владимира Путина, отправленное в середине июля 2008 года. Где сообщалось, что рабочая группа по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций 23 января 2009 года рассмотрела материалы, предоставленные обществом, и приняла решение о предоставлении ОАО “Молот” субсидии из федерального бюджета в размере 450 млн рублей.
Время шло, а обещанные деньги так и не поступали, завод находился в простое, и тогда, профорганизация “Молота” организовала 17 марта 2009 года пятитысячный митинг протеста, где было принято решение продолжать митинговать, если требования заводчан по выплате зарплаты и принятию мер по спасению завода не будут выполнены. Следующая акция состоялась 21 апреля. В итоге обещанные госсубсидии на погашение задолженностей завода все таки были получены. Однако завод продолжал стоять, штат работников «сдулся» с 6000 человек до 4800, да и то, на рабочих местах видели только администрацию и охрану. И росли на «Молоте» только долги.
- Завод до сих пор находится в крайне тяжелом положении, - отмечал председатель Профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев. - На сегодняшний день у предприятия есть несколько заказов от “Рособоронзаказа” и других компаний на внешнем рынке, которые могут помочь выправить положение. Но чтобы запустить цеха, необходимо закупить материалы и оплатить электричество. Сейчас представители “Ростехнологий” совместно с ОАО “Ижмаш” (акционеры “Молота”) и дирекцией завода ведут переговоры с руководством Сбербанка о получении кредита. Поправить свое положение и запустить цеха предприятие сможет только благодаря кредитным средствам.
В это же время «Солидарность» отправляет запрос о дальнейшей судьбе «Молота» в «Ростехнологии».
“С целью размещения заказов на ОАО “Молот” государственной корпорацией “Ростехнологии” направлены обращения в Минобороны России с просьбой учитывать простаивающие производственные мощности предприятия для их дозагрузки не только при формировании гособоронзаказа, но и при его последующей корректировке в установленном порядке.
Также ведется работа по загрузке ОАО “Молот” заказами по линии военно-технического сотрудничества. В этих целях ФГУП “Рособоронэкспорт” выставлены коммерческие предложения и проводятся переговоры с инозаказчиками о поставках продукции, производимой ОАО “Молот”, - говорится в письме за подписью начальника пресс-службы “Ростехнологий” Валерия Картавцева.
Говорится там и о других радужных перспективах, в том числе увеличении объем производства спортивно-охотничьего оружия.
Тем временем, пока правительственные чиновники кормят прессу и предприятия, подобные «Молоту» обещаниями, работники, которым по полгода не платят денег, почти что голодают.
Как писал 10.02.2010 корреспондент «Солидарности», в последний раз деньги работникам завода выдавали еще перед новогодними праздниками. От щедрот губернатора Кировской области Никиты Белых они получили аж по 1000 рублей на брата. Видимо, чтобы достойно встретить Новый год.
Нельзя не упомянуть, что Вятские Поляны, где находится многостродальный комплекс, это моногород, устроиться на временную работу в котором зимой 2010 года было практически невозможно.
По словам директора центра занятости населения Вятско-Полянского района Олега Пономарева ситуация с работой в городе напряженная. По сравнению с этим же периодом 2009 года количество вакансий сократилось в несколько раз. Многие предприятия провели сокращения. Кроме того, люди сами уходят с предприятий из-за задержек заработной платы. В середине января 2010 года на 1886 безработных по району и городу приходилось только 70 - 80 вакансий на постоянные рабочие места.
Сегодня же, когда завод вновь запущен, деньги на старт производства найдены, а люди вернулись на свои рабочие места, нашлась новая ахиллесова пята – госзаказы.
В феврале прошлого года в Министерстве регионального развития РФ был одобрен комплексный инвестиционный план развития города Вятские Поляны. Согласно пятилетнему плану, на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие городской инфраструктуры и, самое главное, реструктуризацию производства градообразующего предприятия "Молот", где в тот момент трудилось около 4000 человек, планировалось выделить 1,4 млрд рублей.
Летом 2010 его реализация в Вятских Полянах пошла полным ходом, и руководству завода "Молот" действительно удалось рассчитаться с самыми крупными кредиторскими долгами и погасить задолженность по зарплате. Но счастье продлилось недолго. Слабая обеспеченность госзаказами грозит вот - вот свести на нет все благие начинания.
Долг по заработной плате тянется уже с мая месяца, зарплата не повышалась уже три года. Да и два последних приказа директора и о предстоящих сокращениях (численность завода ныне и так всего 2700 человек.), и об установке 4-часового рабочего дня для специалистов низкой квалификации, тоже не дают поверить в то, что все вскоре наладится.
В результате 1 августа рабочие двух участков предприятия оборонно-промышленного комплекса "Молот» приостановили работу до прояснения ситуации.
Фотоработы Екатерины Соколовой (закрыт)
Проголосовало: 2
страницы:
12345678910