Продолжаем формулировать “работу с возражениями”, то есть ответы на типичные вопросы как членов профсоюзов, так и работников в целом. (Предыдущие заметки на эту тему опубликованы в № 12 и 14, 2025.)
Итак, вопрос: “Как выйти из профсоюза?” Здесь также сначала важно понять, кто и почему так спрашивает, и уже потом думать, что ответить. Некоторым профактивистам свойственно представлять всех членов профсоюзов как идеологически мотивированных людей. Это не так. Точно так же, как и в любой стране есть патриоты, а есть… назовем их “ситуативными патриотами”. То есть те, кто любит Родину, пока это выгодно, нестрашно или не несет для них возможного ущерба. И если уж есть часть людей, которые при угрозе ущерба готовы переписаться из русских в кенгуру, образно выражаясь, то что говорить о профсоюзном членстве?! Тем более что вообще-то изначально и по сию пору в профсоюзы объединяются люди, чтобы жить лучше. И если они (по их мнению) лучше не живут или живут лучше, но не по причине работы профсоюзов, то… То у нас (профсоюзов) есть проблемы.
Уже говорил и повторю снова. Решения, которые принимают люди, иногда основываются на псевдорациональном подходе. Например, профком (или профсоюз) добился повышения зарплат или выплат, увеличился в абсолютных цифрах размер профсоюзного взноса, его стало “жалко платить”. И человек пишет заявление на выход, считая себя опытным и умеющим считать свои деньги. Что означает такая ситуация? Есть варианты. Либо он не знает, что повышения добился профсоюз. Либо знает, но желание сэкономить выше чувства благодарности. (Притом что эта экономия ослабит профсоюз и в перспективе нанесет самому “эконому” финансовый ущерб.) Но и в том, и в другом случае профсоюз выступает для человека как отдельная от него сила. В стиле “ну ты профком - давай работай, а мы посмотрим”. Человек не идентифицирует себя с профсоюзом, а выступает как временный “использователь” профсоюзных услуг. Говоря современным языком, “подписчик” на конкретный сервис. И если профсоюз остается только сервисом и у “подписчика” отсутствует иная психоэмоциональная привязка, случаи “отписок от сервиса” будут продолжаться. И, кстати, никакой профсоюзной солидарности так не возникнет: на первомайскую демонстрацию “подписчики на сервис” вряд ли пойдут, не говоря уж о поддержке профсоюза в ситуации трудового конфликта.
Попытки убедить “подписчика” языком больших цифр не очень работают. Мы иногда сами используем аргументы типа “профсоюзы выиграли десятки тысяч дел в судах”. А нам отвечают: “А Васю уволили - и профсоюз не отстоял, а Пете деньги не выплатили - и где был ваш профсоюз?” (А действительно - где?) Большие цифры сейчас на людей не воздействуют и часто носят абстрактный характер. С другой стороны, конкретные житейские личные ситуации (особенно со знакомыми людьми) нередко не просто выбивают слезу, но и создают эмоциональную связь между человеком и профсоюзом. Люди вроде бы должны принимать рациональные решения. Но это не так. Очень часто люди принимают решения эмоциональные. На этом построено более половины продаж - и на рынке товаров, и на рынке услуг (кстати, и политических товаров и услуг). Иногда эти эмоциональные решения вредят даже не в долгосрочной, а в краткосрочной перспективе.
Я это рассказываю к тому, что членство в профсоюзе базируется на сочетании денег (люди умеют считать выгоду), убеждении (эмоциональная составляющая) и информации (рациональные факты). В этой триаде все пункты вроде бы важны одинаково. Но если “вытащить” из нее убеждения, невозможно (увы!) пытаться оперировать только выгодой и информацией: при необходимости работодатель заплатит чуть больше, а HR передернет факты. А вот если сформирована эмоциональная привязка - фундамент у профсоюза прочнее. Причем эта привязка лишь частично может основываться на культмассовой или спортивной работе. Воспитание чувства солидарности с другими членами профсоюза на других предприятиях - это процесс длительный, основанный на примерах, состоящих (повторюсь) не только из больших чисел, но и из личностной конкретики. Мы с недавних пор в газете “Солидарность” публикуем истории о том, как профактивисты спасли людей, предотвратили аварию или справились с ее последствиями. Духоподъемное чтение, кстати.
А теперь о том, что отвечать, если вопрос уже задан. Лучший “меркантильный” вариант ответа, который я видел, - это бланк заявления, где между ФИО “отказчика” и его финальной подписью на заявлении приведен перечень того, от чего он добровольно отказывается. Например, от бесплатной помощи по любым вопросам, связанным с трудовой деятельностью на предприятии, от бесплатной юридической помощи при трудовых конфликтах, от беспроцентных займов за счет средств профбюджета и так далее. Список можно расширить по меркам своего предприятия. Это работает.
Но еще раз скажу: с вопросами нужно работать до того, как они прозвучали.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте!
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно